Мадонна с Младенцем и святыми - Арнольфо ди Камбио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с Младенцем и святыми
Мадонна с Младенцем и святыми
Автор: Арнольфо ди Камбио
Местонахождение: Музей Дуомо, Флоренция, Италия
Произведение: Скульптурная группа «Мадонна с Младенцем и святыми»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1296 – 1302 гг.
Эпоха: Средние века, Проторенессанс
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Мраморная композиция «Мадонна с Младенцем и святыми», созданная средневековым итальянским скульптором Арнольфо ди Камбио, изображает Деву Марию с Иисусом в окружении флорентийских святых.

В центре композиции находится скульптура Девы Марии с Младенцем Иисусом на коленях. Богоматерь, восседающая на троне в монаршем венце, бережно придерживает маленького Христа, также в царском облачении. На лице Девы застыла лёгкая полуулыбка, задумчивый взгляд направлен вдаль. От фигуры молодой женщины веет спокойствием и достоинством. Она знает свою Божественную миссию и принимает её. Фигурка Младенца Иисуса в Её объятиях, с благословляющим жестом правой ручки, исполнена естественной грации.

Слева от Богоматери находится фигура святой Репараты, справа –святой Зенон, флорентийский епископ, живший в IV веке. Статуи святых скульптор создал значительно меньшими по размеру, чем центральный образ Мадонны с Младенцем.

На протяжении творческого пути, Арнольфо ди Камбио не раз обращался к образу Богоматери. Используя световые и пластические эффекты, он мастерски оживляет камень, наделяя героев истинными человеческими эмоциями. Вниманием к скульптурным деталям – тщательной проработкой ликов, жестов, драпировок с множеством ниспадающих складок, подчёркивается динамика всей композиции. В светлых, воодушевлённых образах святых мастер гениально передал Высший промысел Господень и его земное воплощение.

История создания

Арнольфо ди Камбио считают одним из крупнейших мастеров дученто (начала Проторенессанса). Средневековый период в европейской культуре был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражаётся архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами. В своём архитектурном творчестве Ди Камбио также придерживается готического стиля, а вот в скульптуре – выступает как один из основателей Проторенессанса.

Скульптурная композиция «Мадонна с Младенцем и Святыми» создавалась Арнольфо ди Камбио для украшения флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре в конце XIII – начале XIV веков, в то время он был главным зодчим Дуомо. При перестройке фасада собора в новом стиле мастером Бернардо Буонталенти, в 1587 году скульптурная группа была перенесена в музей Дуомо.

Отношение автора к вере

О личной жизни Арнольфо ди Камбио известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни, Ди Камбио создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику и воплотил ряд архитектурных проектов для знаменитых церквей Италии.

Начинал свой творческий путь Арнольфо ди Камбио учеником знаменитого итальянского скульптора и архитектора Никколо Пизано, создателя Сиенского собора, что, безусловно, оказало влияние на всё его дальнейшее творчество. Самостоятельный путь он начинает с создания мемориальных скульптур, оформляя гробницы и памятники, что говорит о нём, как о человеке, глубоко верующем. В своих статуях и рельефных композициях Ди Камбио наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными.

Несколько раз мастер возвращался к теме Богоматери и Младенца – известны, по крайней мере, три таких произведения. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника.

Биография

Арнольфо ди Камбио, средневековый итальянский скульптор и архитектор, родился в местечке Колле ди Валь дэ Эльза, близ Сиены, между 1240 и 1245 годами. В двадцатилетнем возрасте он стал учеником и помощником Никколо Пизано, восприняв от учителя интерес к античному скульптурному наследию. Работал с ним над созданием гробницы святого Доминика в церкви Сан Доменико в Болонье и мраморной кафедры Сиенского собора.

В 1266 году ди Камбио переезжает в Рим, а с 1268 года начинает работать самостоятельно в жанре погребальной скульптуры. В Риме Арнольфо знакомится с декоративной техникой косматеско. Влияние этого стиля можно видеть и в его позднейших творениях, в базиликах Сан Паоло фуори ле Мура (1285) и Санта Чечилия ин Трастевере (1293). Одна из лучших работ Арнольфо ди Камбио – созданный совместно с Никколо и Джованни Пизано фонтан Маджоре на площади в Перудже (1278). В Риме мастер также создаёт вертепы для Санта Мария Маджоре и Санта Мария ин Арачели, памятник Папе Бонифацию VIII (1300) и бронзовую статую Апостола Петра в базилике Святого Петра. Из его работ римского периода следует также отметить надгробие кардинала Гийома де Брей в церкви Сан Доменико в Орвьето.

С 1284 года и до самой смерти мастер работает во Флоренции, где, в том числе, выполняет знаменитый рельеф «Благовещение» для церкви Санта Кроче и скульптурную группу «Оплакивание Иоанном Марии» для портала Флорентийского собора. В 1296 году Арнольфо ди Камбио начинает строительство городского собора Санта Мария дель Фьоре, для которого он также создаёт и статуи, украшавшие нижнюю часть фасада. Уцелевшие скульптуры сейчас находятся в музее собора. Исследователями творчества Ди Камбио ему приписывается авторство архитектурного проекта Палаццо Веккьо, так же как и флорентийской церкви Санта Кроче.

Умер Арнольфо ди Камбио во Флоренции, между 1302 и 1310 годами.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий