Мадонна с Младенцем и ангелами -
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Скульптурная группа на Розе Западного фасада (Главной Розе) собора Парижской Богоматери, изображающая Богоматерь с Младенцем и двух ангелов, по мнению специалистов, была создана в 1240-х годах. Под руководством архитектора Пьера де Монтрёй в то время были установлены новые, больше прежних по размеру, окна-розы на всех трёх фасадах собора. Роза Главного входа – старейшая из них. Уже в веке XIX, при реконструкции Нотр-Дам-де-Пари, под руководством скульптора Давида де Анжера, все утраченные и поврежденные статуи собора были заново воссозданы.
Оригинальные витражи Розы Главного входа, расположенной по центру Западного фасада, были выполнены 1230-х годах, а позже частично реставрировались и обновлялись в XVI, XVIII и XI веках. Само окно-Роза представляет собой большой круг и символизирует бесконечность, архитектурно она вписана в квадрат, который символически изображает материальный мир. Витражи окна-цветка представляют картины сражения пороков с добродетелями («Психомахию»), знаки Зодиака и живописные картины сезонных крестьянских работ. В центр витражей Розы помещена Богоматерь с Младенцем.
Скульптурная композиция из мрамора «Мадонна с Младенцем», выполненная в готическом стиле неизвестным мастером первой половины XIII века, а затем воссозданная в 1840-х годах, во время реставрационных работ под началом архитектора Эжен Виолле-ле-Дюка, находится в нижнем сегменте Розы Западного фасада. В центре изображена в полный рост юная Дева Мария, держащая сидящего на её левой руке Младенца Христа. Голову Девы венчает корона, голова Младенца не покрыта. Свою правую ручку маленький Иисус прижимает к груди Матери. На Богоматери длинный плащ с ниспадающими до пола складками. В её опущенной правой руке зажат жезл, как и корона, он – принадлежность царского достоинства.
Слева и справа от Богоматери изображены два стоящих ангела со сложенными за спиной крыльями и сосудами в руках. Их фигуры несколько мельче и расположены ниже. Композиция, что характерно для готики, имеет выраженную вертикальную составляющую – все фигуры как бы устремлены ввысь. Это впечатление усиливается и за счёт небольших пьедесталов, на которые они помещены.
История создания.
Окна-Розы имеют свою историю в готической архитектуре. «Большой розой» называют круглое окно в центре западного фасада собора. Впервые «Розу» на западном фасаде церкви в 1140 году разместил аббат Сюжер. По одной из легенд, королева Бланка Кастильская и её сын Людовик IX Святой приносили в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по традиции рыцарей, посвящали им «каменные розы» — круглые окна с витражами. Переплеты таких окон действительно напоминают цветы. Середина Розы – символ присутствие Бога в материальном мире.
Западный фасад готического собора для человека, находящегося внутри, означает темную, «демоническую» сторону, а окно-роза, украшенное цветными витражами на Библейские темы, освещённое лучами заходящего солнца, ярко «горит» на тёмной стене, символизируя свет Евангелия.
Масштабная реставрация собора Парижской Богоматери началась в 1840-х годах, ведущим мастером-реставратором был назначен архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк. Почти двадцать пять лет своей жизни он посвятил тому, чтобы вернуть Нотр-Дам-де-Пари его былую мощь и красоту. Стараниями мастера был полностью восстановлен Западный фасад собора и его статуи. Кроме того, возведён новый, более высокий, дубовый, покрытый свинцом и богато украшенный соборный шпиль, установлены скульптуры Двенадцати Апостолов на крыше и создана знаменитая Галерея химер. К сожалению, собор сильно пострадал от пожара 2019 года, некоторые архитектурные и скульптурные его элементы безвозвратно утрачены.
Автор текста: Марина Румянцева.