«Мадонна с Младенцем» - Бернини Джованни Лоренцо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мадонна с Младенцем»
«Мадонна с Младенцем»
Автор: Бернини Джованни Лоренцо
Местонахождение: Церковь Святого Иосифа, Париж, Франция
Произведение: Статуя «Мадонна с Младенцем»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1656 – 1663 гг.
Эпоха: Возрождение, Барокко
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Мраморную статую Мадонны с Младенцем Бернини ваял по заказу кардинала Антонио Барберини для парижского монастыря кармелитов в 1656 – 1663 годах. По мнению некоторых специалистов, мастер сделал только проект композиции, а выполнил её ученик Джованни Лоренцо, Антонио Раджи.

Скульптура изображает юную Деву Марию с Младенцем Иисусом на коленях. Богоматерь бережно придерживает шаловливого малыша, тянущегося ручкой к Её лицу. Образ Марии дан крупно, выразительно, скульптором тщательно проработаны все детали её лика и одежд. На прекрасном лице Девы застыла лёгкая полуулыбка, задумчивый взгляд опущен. От фигуры молодой женщины веет спокойствием и достоинством. Она знает свою Божественную миссию и принимает её. Младенец Иисус на Её руках – пухлый и непоседливый, его детская фигурка исполнена естественной грации. Сейчас Он просто малыш, и впереди у них ещё много лет земной жизни вместе. А потом – они будут вместе уже навсегда.

Мастер передал образ Марии с большой любовью, от Её лика невозможно оторвать взгляд, а взметнувшийся вихрь одежд кажется облаком. На этом мраморном облаке Дева восседает вместе с Божественным младенцем. Скульптура Бернини исполнена нежности и света, которые мастер своим талантом освободил из каменного плена.

История создания.

Джованни Лоренцо Бернини создавал статую Мадонны с Младенцем по заказу кардинала Барберини для церкви Святого Иосифа парижского монастыря босоногих кармелитов (Saint-Joseph-des-Carmes), где она находится и в наши дни.

Монастырь был заложен рядом с Люксембургским дворцом (пригородной королевской резиденцией) и его знаменитым парком. Здесь в начале XVII века проживала королева Мария Медичи, ревностная католичка, по просьбе Святого Престола выделившая место для обители двум монахам-кармелитам из Генуи. В 1613 году был заложен первый камень монастырской церкви. Современное название – церковь Святого Иосифа Кармельского, она получила при освящении в 1625 году. В монастыре производили знаменитую лекарственную воду, которая так и называлась – Кармелитская. Лечебные растения выращивали на территории обители, а сама вода была баснословно дорогой. Сегодня церковь Сен-Жозеф-де-Карм находится на закрытой территории, в глубине монастырского двора с пышным садом.

Некоторые искусствоведы предполагают, что свою Мадонну Бернини изваял «по мотивам» Мадонны Брюгге Микеланджело, но сопоставление двух скульптур показывает, что это предположение не имеет под собой достаточных оснований.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.

Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.

В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.

«Незаурядный человек высокого интеллекта, родился с Божьим благословением, и во славу Рима, чтобы принести свет для века» – сказал о Бернини Папа Римский Урбан VIII.

Биография.

Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.

Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.

Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.

Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.

В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монарха в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.

Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.

Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий