Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
*****
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее, —
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Описание произведения.
В стихотворении «Когда в тоске самоубийства...» Ахматова пишет о верности Родине и способности пожертвовать ради неё своим стремлением к спокойной и сытой жизни. Произведение написано ямбом, напоминающим марш, что передаёт напряжённое настроение.
В первых двух строфах Ахматова изображает кризисную ситуацию, в которой оказалась её Родина: «Когда в тоске самоубийства / Народ гостей немецких ждал, / И дух суровый византийства / От русской церкви отлетал». После революций 1917 года России не могла продолжать войну и появилась угроза немецкого вторжения в столицу. В это же время Временное правительство меняет своё Отношение к церкви и пытается сделать Россию внеконфессиональным государством. Большевики, в свою очередь, начинают гонения на Православную церковь.
Вторая строфа переводит наше внимание от происшествий в стране к событиям в Петрограде: «Когда приневская столица, / Забыв величие своё, / Как опьяневшая блудница, / Не знала, кто берёт её». В этой атмосфере всеобщего отчаяния и паники, лирической героине слышится «голос»: «Мне голос был. Он звал утешно / Он говорил: “Иди сюда, / Оставь свой край, глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда...”». Сладким, утешительным напевом лукавый искушает героиню, вкладывая ей в сердце мысль о побеге из родных мест: «Я кровь от рук твоих отмою, / Из сердца выну чёрный стыд, / Я новым именем покрою / Боль поражений и обид». За пределами страны лирическая героиня может начать новую жизнь, забыв о покаянии и расплате за кровь, за постыдные дела, которые совершил её народ. Она может снять с себя ответственность за судьбу России.
Героиня как истинная христианка не отвечает искусителю, а «равнодушно и спокойно» руками замыкает слух, ибо «скорбный дух», живущий в ней, дух покаяния, побуждает её быть плакальщицей на поруганной русской земле. Оставить родину в беде ей не позволяет факт её избранничества и призванности. Она выбирает путь соучастия во всех бедствиях народа и готова платить по счёту за грех его Богоотступничества.
История создания.
Предполагается, что стихотворение «Когда в тоске самоубийства...» написано осенью 1917 года, хотя учёные до сих пор спорят, доказывая, что события в стране, изображённые в начале, происходили в конце 1917 — начале 1918 года. В это время немцы, не согласившись с условиями большевиков, продолжили наступление. До февраля 1918 года, когда был подписан Брестский мир, риск оккупации Петрограда был очень велик.
В первой редакции стихотворение предварялось посвящением «Борису Анрепу». Борис Анреп, художник-монументалист, литератор, которого полюбила Анна Ахматова. В те времена он жил в Лондоне, оставаясь подданным Российской империи, и лишь изредка посещал Петроград. Уехав на войну, художник не вернулся на родину, а остался в Лондоне. Стихотворение «Когда в тоске самоубийства...» косвенно обличает решение многих оставить свою страну, чтобы переждать беспорядки, не разделяя с ней выпавшие на её долю тяготы, и не каясь.
Отношение автора к вере.
Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.
Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.
Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.
Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.
Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».
Биография.
Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.
Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.
Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.
В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.
В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.
Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».
Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».
В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».
Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.