Избиение младенцев - Бурдон Себастьян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Избиение младенцев
Избиение младенцев
Автор: Бурдон Себастьян
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Избиение младенцев
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: около 1650 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Сюжет картины Себастьяна Бурдона относит нас к новозаветной истории, описанной в Евангелии от Матфея. Перед нами один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, жил в страхе от одной мысли, что захваченная им власть может перейти к истинному царю иудейскому: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2:16).

Художник построил композицию по принципам классицизма, придав архитектурным формам строгую геометрию. Живописец умело использует два вида освещения - яркого, тёплого на переднем плане и мягкого и более холодного лунного света на заднем. Этим создается эффект глубины пространства.
Тела многочисленных персонажей нарисованы в соответствии с идеалом античности, даже младенцы выглядят совсем не хрупкими. Ближе к переднему плану картины мастер разместил тела невинных мучеников и женщин в скорбных позах, оплакивающих свою потерю. Двое мускулистых мужчин в одеянии римских легионеров борются с матерями, в отчаянии пытающихся защитить своих чад. Но вот пята воина наступает на грудь младенца, в испуге вскинувшего ручки вверх. Это, пожалуй, единственная натуралистически жестокая подробность на картине. На втором плане, в тени зданий борющиеся фигуры заполнили всю площадь города. Напряженные плечи, занесенные руки, лошадь, вставшая на дыбы – всё это создаёт ощущение жестокой борьбы.

В левой части на возвышении восседает рыжебородый мужчина в голубых одеждах. Властно вскинутой рукой он неумолимо указывает вперёд. За его спиной юноша в красном и трое мужчин в темном отстраненно ожидают окончания происходящего. В нижнем правом углу картины изображен поджарый пес, который лижет свежую кровь.
На заднем плане высокая роскошная пальма и пирамида, по форме повторяющая Цестиеву пирамиду в Риме. Присутствие римского архитектурного символа подчеркивается вассальное положение страны по отношению к захватчикам. Изображение пирамиды, также, могло быть данью моде, так как в XVII веке особенной популярностью пользовались картины и гравюры с ее изображением.

История создания

По мнению искусствоведов, основным мотивом создания картины послужило желание художника дать ответную реплику на одноименное произведение Шарля Лебрена (1647, Далич, Картинная галерея колледжа). Картина является одной из самых сложных по композиции в творчестве Бурдона. В построении пространства, в пластике фигур заметно влияние Никола Пуссена, таких его произведений, как "Сбор манны" (Париж, Лувр) и "Похищение сабинянок" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
На сайте музея Эрмитаж сообщается, что полотно поступило в 1779 году из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия).

Отношение автора к вере


Себастьян Бурдон родился в протестантской семье. Несмотря на то, что он побывал в Риме, инакомыслящее окружение не поколебало его убеждений. В Риме художнику, вследствие доноса, угрожало расследование суда инквизиции, и ему пришлось бежать, пренебрегая возможностями земной славы и карьеры ради сохранения своей веры и своих убеждений. По возвращении в Париж художник женился на девушке своего вероисповедания Сюзане Гуемьер, обретя в ней не только музу, но и верного помощника и духовного единомышленника.
Однако, не смотря на приверженность к протестантизму, мастер был удостоен выполнить заказ для кафедрального собора Архиепископства Парижа. Общество ювелиров по традиции каждый год к 1 мая дарило собору Парижской Богоматери картину религиозной тематики, которые впоследствии стали называть «маёвками». Размещать картины в соборе являлось очень почетным, и заказы отдавались самым лучшим художникам. В 1643 году таким мастером был признан Себастьян Бурдон, написавший уникальное по своей экспрессии полотно " Распятие святого Петра".

Живя в сложное время, изобилующее соблазнами и разнообразием религиозных мнений, Себастьян Бурдон сумел найти верный ориентир: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч.23:26). Подобно благоразумному мужу, он утвердил дом своей души на камне искренней веры евангельскому слову и жизненные бури не смогли разрушить его.

Биография


Себастьян Бурдон родился 2 февраля 1616 года на юге Франции в городке Монпелье. Его отец Марен Бурдон был мастером живописи и витражей, а дед по материнской линии серебряных дел мастером. Себастьян воспитывался в духе протестантизма. В семь лет мальчик покинул семью и приехал в Париж, для обучения в мастерской у художника Бартелеми. В 14 лет Бурдон покидает столицу. Первые биографы художника рассказывают, что в это время он исполнил фрески на своде в замке близ Бордо. Затем Себастьян поступил на военную службу в Тулузе, но командир, заметив его равнодушное отношение к службе и узнав, что он художник, освободил его от воинской повинности. Так же считается, что именно этот человек надоумил Бурдона совершить путешествие в Италию.
Около 1634 года Себастьян приезжает в Рим, где в то время живут и работают такие мастера как: Питер Ван Лар, Никола Пуссен, Клод Лоррен, Джованни Бенедетто Кастильоне, Андреа Сакки. Клод Лоррен оказал содействие Бурдону, и молодой художник начал работать, подражая этим великим мастерам и гениальным полотнам Караваджо. Картины молодого художника успешно покупались. Наряду с подражанием Себастьян начинает вырабатывать свою манеру писания картин. Он находит собственную тему, обращаясь к изображению жанровых сцен: «Военный лагерь» (около 1635—1636), «Печь для обжига извести» (около 1635—1636).

К середине 1630-х годов относят ряд его работ на мифологические сюжеты. В 1637 году, после ссоры с неким французом, грозившим донести о кальвинистском вероисповедании художника, Себастьян вынужден был срочно покинуть Рим, чтобы избежать суда инквизиции. Из Рима он уехал в сопровождении финансиста Эсселена, чье покровительство облегчило отъезд из города. Некоторое время Себастьян Бурдон провёл в Венеции. Влияние венецианцев ощутимо проявляется в его полотнах, написанных по возвращении в Париже: «Поклонение волхвов», «Смерть Дидоны», «Нахождение Моисея».

В Париже Эсселен представил художника Симону Вуэ, тогда же начинается его дружба с протестантским художником Луи Гуемьером. В январе 1641 года Бурдон женится на сестре Гуемьера, Сюзане, венчание состоялось в храме Шарентон. Эта свадьба укрепила связь Себастьяна с протестантскими художниками. В 1642—1643 годах под влиянием голландских мастеров Бурдон пишет жанровые сцены на темы из народной жизни: «Солдат в цыганском таборе», «Игроки в триктрак», «Нищие».

В мае 1643 года при решении расписать Собор Парижской Богоматери, выбор пал на Себастьяна Бурдона. Этот год считается поворотным годом в его творческой карьере. Около 1645 года в творчестве Себастьяна появляются многочисленные отголоски пуссеновского классицизма: светлый колорит и строгая геометрия; картины этого времени: «Святое семейство», «Избиение младенцев». В 1648 году Бурдон становится одним из основателей Французской Академии Художеств и является одним из двенадцати выпускников.

Во Франции в это время неспокойно и заказы поступают нечасто. В 1652 году шведская королева Кристина приглашает художника в Стокгольм. Он сразу соглашается. В Швеции Бурдон получает звание придворного живописца королевы, пишет серию портретов королевы Кристины, Карла Х Густава, портреты придворных и офицеров. В портретах мастер сочетает психологизм и официальную пышность.

В 1658 году Бурдон возвращается в Париж. В этом же году умирает его жена. В сентябре 1658 года женится вторично на дочери купца из Тура, Маргарите Жумо. 11 ноября 1665 года Маргарита родила Себастьяну сына Анри. В конце своей жизни Бурдон Себастьян создает живописные и гравированные пейзажи, в которые он помещает библейские сцены. Себастьян Бурдон умер в Париже 8 мая 1671 года. Он похоронен в пригороде Сен-Жермен.

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий