«Избиение младенцев» - Пуссен Никола

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Избиение младенцев»
«Избиение младенцев»
Автор: Пуссен Никола
Местонахождение: Музей Конде, Шантийи, Франция
Произведение: «Избиение младенцев»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: около 1628 - 1629 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Сюжет картины Пуссена относит нас к новозаветной истории, описанной в Евангелии от Матфея. Перед нами один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, жил в страхе от одной мысли, что захваченная им власть может перейти к истинному царю иудейскому: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». (Мф 2:16).

На полотне разворачивается леденящая душу сцена. На переднем плане представлен античный воин, одной ногой яростно наступивший на невинного младенца, который может лишь беспомощно вскинуть ручки. Солдат, исполняющий свой кровавый приказ, замахивается своим острым мечом, чтобы разрубить мальчика. В этот момент мать ребенка, в отчаянии умоляя солдата о пощаде, обхватывает его могучее тело, пытаясь остановить и не дать ему опустить смертоносное оружие.

На втором плане художник изобразил женщину в синем одеянии, у которой только что убили младенца. Не отрывая взгляда от небес, она мысленно обращается с горьким воззванием к Богу. С левой стороны над сценой непосредственного убийства возвышается темная, мраморная колонна, как символ доминирующей неотвратимости смерти. На дальнем плане виден храм, украшенный коринфским орденом, который, согласно, записям римского архитектора и механика Витрувия, олицетворяет собой женское, материнское начало.

Пуссен придал этой драматичной библейской сцене очень личную и эмоциональную трактовку. Английский художник-экспрессионист XX века, Фрэнсис Бэкон, рассматривая данную картину, сказал, что это «…Возможно, сильнейший человеческий крик, когда-либо написанный…».

История создания.

Как свидетельствуют французские искусствоведы, во второй свой приезд в Италию, между 1627 и 1629 годами, Пуссен по заказу римского банкира, коллекционера и интеллектуала Винченцо Гвистиньяни, написал картину, которая отразила одну из историй его семьи. Это было полотно «Избиение младенцев». Несмотря на то, что Пуссен представил библейский сюжет, произведение выполнено в память о трагической судьбе детей Джустиниани, взятых в заложники солдатами Османской империей в 1564 году. Для семьи римского аристократа этот факт был сравним с евангельской трагедией избиения младенцев.

В палаццо Джустиниани работа оставалась вплоть до 1804 года, когда ее увидел и приобрел первый принц Канино, министр внутренних дел Франции, Люсьен Бонапарт. Затем полотно имело несколько других владельцев, прежде чем его купил Анри Орлеанский, герцог Аумальский. А с 1845 года картина является сокровищем принца Конде и до сих пор хранится в его замке.

Отношение автора к вере.

О мировоззрении Никола Пуссена современные искусствоведы могут судить лишь косвенно. Почти все записи, которые оставил художник, по большей части касаются теории изобразительного искусства. Однако большинство французских исследователей склоняются к мысли, что после 1640-х годов живописец очень пристально обратился к вере. В этот период он не только стал вести аскетичный образ жизни. Большая часть всех его заказов теперь оказалась на христианские темы и многие работы предназначались непосредственно для украшения храмов.

Работая при дворе короля Людовика XIII, Никола Пуссен невольно был втянут в политические интриги, которые плели многочисленные фрондеры против имеющейся абсолютной власти. Французские искусствоведы считают, что художник был очень далек от всех их начинаний, а главное, категорически не принимал их идей - философию либертинизма, которую они исповедовали. Как человек XVII века и христианин, он считал, что нигилистическое отрицание принятых в обществе норм и восхваление гедонистической морали - нечестиво по отношению к религии. И на эти воззрения он искал подтверждения в Библии, проникая при помощи своего искусства в суть христианских истин.

Биография.

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез -Андели. Уже в молодости он получил отличное образование – учился в латинской школе иезуитов в Руане и там же начал заниматься живописью.

В 18 лет молодой художник отправился в Париж, где продолжил обучение у известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Но из-за финансовых трудностей ему пришлось вернуться домой.

В 1616 году Никола Пуссен вновь приехал покорять Париж. Благодаря знакомству с Александром Куртуа, камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, молодой художник получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских мастеров. Именно в этот период его творчество обрело черты классицизма.

Художник мечтал отправиться в Италию, изучать античное и ренессансное искусство, и около 1618 года он прибыл в Рим. Но из-за финансовых проблем далее сумел посетить только Флоренцию и вернулся во Францию.

В 1619 – 1623 году Пуссен снова работал в Париже, месте с другими мастерами он получил несколько второстепенных заказов по оформлению Люксембургского дворца. Художник не переставал мечтать об Италии, пытался уехать, но вместо этого за долги был арестован в Лионе. Расплатиться ему помог парижский иезуитский коллеж, который поручил Пуссену и его друзьям-коллегам написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Далее мастер получил заказ от архиепископа де Гонди на украшение алтаря парижского собора Нотр-Дам на тему Успения Богородицы. Это первые из сохранившихся крупных полотен Пуссена, которые свидетельствуют о том, что здесь уже работал мастер высочайшего уровня.

Наконец, весной 1624 года художник вместе с друзьями прибыл в Италию. Сначала он отправился в Венецию, чтобы познакомиться с местной школой живописи, и спустя несколько месяцев обосновался в Риме. Никола Пуссен числился в списках прихожан римской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, вместе с группой других французских художников, проживающих в соседнем доме.

Пуссен изучал ренессансное искусство и с переменным успехом занимался живописью. Около 1629 года он тяжело заболел, его выхаживало семейство кондитера-француза Шарля Дюге. Когда Никола выздоровел, он обручился со старшей дочерью своего спасителя — Анн-Мари.

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Ранее, в 1630 году он обрел могущественных покровителей — мецената и ученого Кассиано даль Поццо, Джулио Роспильози, который позже стал папой Климентом IX и кардинала Камилло Массимо. Художник часто отправлял свои лучшие работы на реализацию во Францию.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить галерею Лувра. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта этого мастера кисти назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, вельможи стали наперебой заказывать у него картины для украшения своих замков и галерей. Но из-за многочисленных интриг в 1642 году мастер практически сбежал обратно в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней.

19 ноября 1665 года Никола Пуссен скончался.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий