Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
О трагическом эпизоде в жизни иудейского народа, который сопровождал рождение Христа, рассказывает евангелист Матфей. Узнав от волхвов о том, что родился царь иудейский, Ирод всеми силами пытался узнать место и время этого события. Но не с тем, чтобы поклониться Ему, а чтобы избавиться, как он думал, от соперника: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:16-18).
Действие евангельского сюжета Лука Джордано перенёс с городских улиц на склон холма у входа в городскую крепость. Стены и башни города взяты из современных художнику реалий. Стремясь при посредстве пейзажа передать эмоциональный накал сюжета, художник изобразил вечернее низкое небо покрытым рядами серых облаков. И даже светлая полоса на горизонте выглядит тревожно.
На переднем плане картины показаны множество мужских и женских тел, переплетенных в яростной борьбе. Лица дерущихся либо отвернуты от зрителя, либо скрыты густой тенью. Возможно, молодой художник побоялся не справиться с достоверной передачей эмоций персонажей. Тут и там, в гуще тел, видны головки и ножки младенцев, какими обычно изображают ангелочков путти. Несомненно, эти невинные дети, первые умершие за Христа, будут подобны ангелам в Царстве Небесном.
История создания
Картина написана Лукой Джордано в 1663 году. В это время художник, уже достигший известности, проживал в Неаполе. В его работах данного периода прослеживается влияние его учителя Хусепе де Риберы. Также видно увлечение караваджистской непрозрачной светотенью, с помощью которой смоделированы фигуры персонажей, выступающие из темного фона.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.
Автор текста: Северинова Ольга