Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
В картине Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать сребреников» рассказывается о глубочайшей человеческой драме - позднем раскаянии Иуды, который был одним из двенадцати апостолов Христа, а затем предал Его. Повествование об этом мы встречаем у трех евангелистов - Матфея, Марка и Луки. Так описывает предательство апостол Матфей: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился». (Мф. 27:3-6).
Картина Рембрандта произвольно высвечивает пространство фантастического храма. Главный поток света падает сверху и словно зажигает гигантскую распахнутую книгу, оставленную на столе священником. Отражаясь от книжных листов, свет проносится за его силуэтом направо и освещает центральную часть пола, растекаясь по ней световым пятном, в котором сверкают только что брошенные Иудой серебряные монеты. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. Бросив деньги перед приходящими в смятение семью первосвященниками на заднем плане, Иуда на коленях просит у них прощения, наполовину погруженный в наступающую справа мглу. Волосы Иуды торчат растерзанными пучками, длинные темные одежды разорваны. Он ломает сцепленные до крови руки, и все его тело скорчено в безумном порыве. Этот пожар в душе осознавшего свое моральное падение человека, кажется особенно контрастным по сравнению с внутренним состоянием лицемерных толкователей религиозной нравственности, рассевшихся на втором плане. В их взглядах, устремленных на рассыпанное серебро, читается одна лишь жадность.
История создания.
Картина Рембрандта «Иуда возвращает 30 сребреников» считается одним из первых шедевров голландского мастера. На момент её завершения художнику было всего двадцать три года. Перед нами здесь впервые предстает Рембрандт — великий реалист.
Сюжет предательства Иуды был весьма распространен в искусстве средневековья и часто являлся частью полиптихов. К XVII веку о нём несколько позабыли. Сюжет очень символичен и эмоционально напряжён, юный мастер вложил большой труд в технику исполнения и разработку композиции картины, которую автор неоднократно менял в процессе.
В этой картине уже полностью отсутствует академическая согласованность освещения и пространственной композиции. Выразительные взгляды раввинов вынуждают нас все время обращать взор туда, куда хочет направить его художник — на деньги и на кающегося Иуду. Так, в целях реалистического воспроизведения жизни, Рембрандт открыл новое выразительное средство, основанное на светотеневом и психологическом контрасте.
Человек — вот главный предмет интересов живописца. Рембрандт изучает и наблюдает его, как сосуд, вмещающий сразу и добро, и зло.
В этой картине зритель вслед за Рембрандтом постигает знание о том, что люди — при всей своей греховности — достойны снисхождения. Выбор Рембрандтом такого сюжета, как раскаяние Иуды, показывает, насколько художник продвинулся в своих работах на библейские сюжеты от традиционной религиозной живописи. Иуда, презреннейший из людей, для Рембрандта все же человек, достойный сострадания, ибо он раскаялся. «И, пораженный, я свидетельствую», — пишет по поводу этой картины поэт и политический деятель Константин Гюйгенс, — «что ни Протогену, ни Апеллесу, ни Паррасию не пришло бы на мысль то, что задумал юноша-голландец, мельник безбородый, сумевший соединить и выразить в фигуре одного человека не только детали, но и целое».
Но, несмотря на раскаяние и осознание греха, Иуда так и не смог пережить содеянное. Как нельзя лучше эту драму раскрывают слова Иоанна Златоуста: «Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился».
Отношение автора к вере.
В истории голландской живописи XVII века трудно найти более духовно проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией, его настольной книгой. Библейские сюжеты всегда интересовали художника, как будто в них он находил для себя не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души. Его произведения, многие из которых посвящены евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством.
Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям. Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке».
Биография.
Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 года, в семье зажиточного мельника. В 1620 году поступил в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.
1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ванн Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635) и «Даная» (1636). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х годов сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко, а также новаторский подход к классическим сюжетам.
На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 году работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. Впоследствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саския. С 40-х годов Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены: картина «Святое семейство» (1645), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта. В 1656 году он был объявлен несостоятельным должником, его имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 году художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669). Художник ушел из жизни 4 октября 1669 года, в Амстердаме.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.