Иуда и Фамарь - Арент Де Гелдер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иуда и Фамарь
Иуда и Фамарь
Автор: Арент Де Гелдер
Местонахождение: Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Произведение: Иуда и Фамарь
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: 1700 год

Описание произведения

Фамарь была женой Ира, первенца Иуды, родоначальника колена Иудина и одного из сыновей Иакова-Израиля. Овдовев и будучи бездетной, Фамарь по закону Моисееву была выдана замуж за второго сына, Онана, но также овдовела, оставаясь праздной. Иуда обещал ей в мужья младшего сына, Шелу, когда он придет в возраст женитьбы, а до тех пор, отправил Фамарь в дом ее родителей. Однако в суеверном страхе, опасаясь за жизнь последнего сына, Иуда не сдержал своего слова. Бытописатель упоминает, что к тому времени Иуда сам овдовел. В одно время он пошел в Фамну к стригущим скот его. "И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.] Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него" (Быт. 38:13-18). Когда беременность Фамари стала явной, Иуда велел сжечь ее заживо, как блудницу. Тогда Фамарь предъявила ему печать, перевязь и посох со словами: "Узнавай", и Иуда признал ее правду. Фамарь родила сыновей-близнецов — Фареса и Зару. Потомком Фареса в одиннадцатом поколении является царь Давид, и, поэтому, евангелист Матфей упоминает Фамарь в родословии Иисуса Христа.
На своей картине Гелдер показал уединившихся Иуду и Фамарь. Женщина полулежит, ее красное платье расстегнуто на груди, а лицо скрывает тонкая вуаль. Жест правой руки выражает вопрос: "Дашь ли ты мне залог?" Ракурс, в каком художник изобразил Иуду, не позволяет увидеть лицо, но то, как он близко наклонился к Фамари, положение его руки говорит о его заинтересованности этой женщиной. Под локтем Иуды показан посох с дорогим набалдашником, который послужит залогом. Справа от Фамари художник изобразил книжные свитки, символически обозначающие закон Моисеев, оправдывающий решительность женщины.

История создания

Картина "Иуда и Фамарь" написана Арентом де Гелдером в 1700 году. К этому времени художник сложился как самостоятельный зрелый мастер. Не смотря на явное влияние живописи Рембрандта, произведению присуща художественная индивидуальность и самостоятельная трактовка сюжета. Картина передает личное отношение Гелдера к происходящему, его живое отношение к Священной Истории.

Отношение автора к вере

Поскольку документальных свидетельств о жизни Арента де Гелдера сохранилось мало, то судить об отношении художника к вопросам веры возможно лишь на основании его творческого наследия и косвенных личных данных. Арент родился и проживал в Голландии, протестантской стране. Однако, его продолжительное сотрудничество с Рембрандтом, которое можно назвать дружбой, поскольку он не оставил своего учителя в последние сложные годы его жизни, может говорить не просто о человеческой симпатии, а о духовном единстве. Известно же, что Рембрандт, воспитанный в строгом католическом духе, с честью пронес свою веру, невзирая на удары судьбы и протестантское окружение.
Одним из лучших произведений Арента де Гелдера считается серия картин на тему «Страстей Христовых», которую он написал в последние годы своей жизни. Двадцать две картины, оконченные примерно в 1715 году, художник хранил у себя до самой смерти, очевидно, что тема, отображенная на полотнах, была очень близка художнику. Ее исполнение стало итогом творческой жизни мастера, в котором он выразил свой жизненный и духовный опыт. После окончания серии Гелдер почти не писал, а вел мирную христианскую жизнь, пока 27 августа 1727 года не отошел ко Господу.

Биография

Арент де Гелдер родился 26 октября 1645 года в Дордрехте. Сведений о его жизни сохранилось достаточно мало. Известно, что первым наставником в живописи юного Гелдера стал Самюэл ван Хогстратен. В 1661 году Арент приехал в Амстердам и поступил в мастерскую Рембрандта, где работал по 1667 год. Гелдера относят к числу последних учеников Рембрандта. Работая в манере своего учителя, он писал преимущественно портреты, исторические и религиозные полотна. Как художник, Гелдер впитал дух и технику поздних лет живописи Рембрандта. По мнению искусствоведов, его картины кажутся столь прекрасными, как будто их написал сам Рембрандт. В XVIII- XIX веке произведения Гелдера часто принимались за работы Рембрандта, как, например, знаменитая картина «Авраам и три ангела» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена).
В 1661 году Гелдер вернулся в Дордрехт, в котором оставался и работал до последних дней. В это время он познакомился с Арнольдом Хоубракеном, для которого стал источником многих и точных сведений о Рембрандте, вошедших в трехтомный труд по истории голландской живописи.
В 1671 году Гелдер был уже сложившимся мастером, что видно в его картине «Се человек» (Дрезден, Картинная галерея), вдохновленной знаменитой гравюрой Рембрандта (1655). С 1685 года Гелдер создает работы, написанные с почти романтическим вдохновением, многие из которых стали его шедеврами: «Автопортрет», «Эсфирь и Мардохей», «Эсфирь», а так же волнующий по своей загадочности портрет Эрнста ван Беверена в пышных вышитых золотом одеждах, как любил одевать свои модели и сам Рембрандт. Одно из лучших его произведений - серия «Страстей Христовых» в 22 картинах, большая часть которых, была окончена в 1715 году. С этого времени Гелдер писал очень мало картин.
Скончался Арент де Гелдер 27 августа 1727 года в Дордрехте.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий