Икона «Три святителя – Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст» - мастера Ярославского Поволжья

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Три святителя – Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст»
Икона «Три святителя – Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст»
Иконописная школа/ автор: мастера Ярославского Поволжья
Местонахождение: Россия, частная коллекция
Название иконы: Икона «Три святителя – Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст»
Время создания: конец XVIII в.

Описание иконы.

Святые (1 Кор.12:28; 3 Макк.6:29) изображены в рост, в архиерейских одеяниях, с книгами в руках, которые можно понимать и как Евангелия - атрибут пастырского служения, и как их собственные труды. Скомпонованы фигуры «изокефально», равновелико – почти полное тождество ликов, поз и жестов отражает церковное представление о равном величии святителей пред Господом.

Лики святых созданы тонко и мастерски, насыщены по цвету пейзаж и фон, однако важнейшим достоинством иконы является красота одеяний святых, образующих как бы наслаивающиеся ритмы трижды повторённых элементов – тройное соцветие омофоров, риз, платов. Фигура каждого святителя – целый колористический «комплекс», блестяще аранжированный сам по себе и вместе с тем удачно соотнесённый с соседними. Обращает на себя внимание необычное цветное узорочье одеяний боковых фигур. Вполне возможно, иконописец решил представить святителей как бы в момент кульминации созданного ими богослужения – на Пасху. По существующей традиции на пасхальную службу, как на праздник праздников, священник облачается по очереди в одежды разного цвета. Необычайные покровы всех оттенков спектра могут символизировать это пасхальное многоцветие.

Икона написана в согласии с традицией, но не принадлежит к образцам «историко-археологического» стиля: элементы новизны, а именно черты барокко и классицизма, несомненно присутствуют в манере живописи, хоть и завуалированно. В первую очередь это касается ликов с контрастными высветлениями несколько экспрессивного характера, так что они кажутся как бы слегка припухлыми, а взирающие слегка навыкате глаза оказываются наделены «зрячестью» портрета. Роскошные одеяния святых по-традиционному плоскостны, но яркий пейзаж исполнен более вольно, с притязанием на живописность в своих вязких текучих моделировках. Не совсем обычен белый «костяной» фон иконы, хотя такое исполнение встречается в некоторых старообрядческих памятниках начиная с эпохи ампир.

История образа.

Св. Григорий Богослов, первый в ряду изображенных, умер в 389г. в г. Назианзе Каппадокийском, откуда и был родом. Святитель обучался риторике и философии в Афинах. Вся его жизнь – попытка отстраниться от социальной и церковной деятельности ради интеллектуального труда. Однако значение философско-богословских трудов св. Григория было так велико, что он постоянно оказывался в самой гуще повседневных политических и церковных событий. Этот интеллектуал и созерцатель, всегда стремившийся прочь от внешней «активности», оказался сперва епископом города Сасима, потом руководителем назианзской епархией и, наконец, Патриархом Константинопольским (380г.). Он был организатором Второго вселенского собора «на еретиков» (381г.). Литературное наследие св. Григория огромно – 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «слов». Славу Богослова св. Григорию принесли послания и слова, посвящённые толкованию евангельских событий, рассуждениям о Литургии, догмату Троичности. Стихи св. Григория стали частью богослужения и до сих пор читаются в православных храмах.

Св. Василий Великий (умер в 379г.) – друг и сподвижник св. Григория. Они познакомились в Афинах, где св. Василий получал образование после того, как закончил учёбу в Константинополе. Митрополит Каппадокийский, борец с арианством в Малой Азии. Главные достижения св. Василия – составление чина Божественной Литургии, изобретение иконостаса и более 300 богословских сочинений.

Св. Иоанн Златоуст скончался в 407 г. Первый этап его жизни – иночество и сочинительство. Приняв монашество и находясь в уединении, св. Иоанн составил «Шесть слов о священстве», принёсших ему славу философа и богослова. Он был поставлен во диаконы, позже – во пресвитеры и, наконец, избран на патриаршью Константинопольскую кафедру. Здесь св. Иоанн прославился не только активной архипастырской деятельностью, но и письменными трудами (чин Божественной Литургии), и устными проповедями, красноречие которых снискало ему славу еще в бытность антиохийским пресвитером. Однако, за обличение императрицы Евдоксии в несправедливостях, св. Иоанн был подвергнут гонениям и умер по пути в назначенный ему бедный отдалённый приход.

Слава трёх святителей не угасала много веков, и наконец в 1084г. при Алексее I Комнине был учреждён их праздник как Вселенских учителей, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. По преданию, перед принятием праздника шли долгие споры о первенстве кого-то из троих Отцов церкви, пока они не явились во сне митрополиту Иоанну с объявлением того, что равны перед Богом. Праздник «Трёх святителей» - 30 января.

Тонкое сочетание рафинированных традиционных приёмов с элементами стиля барокко и ампир, специфический колорит, нарядность и качество исполнения, особые черты живописи ликов ассоциируются в первую очередь с искусством Ярославля конца XVIIIв.

Икона исполнена в ярославском Поволжье в конце XVIIIв. Представляет историко-художественную, коллекционную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий