Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Илия (память 20 июля – по н.ст. 2 августа) – величайший из ветхозаветных пророков после Моисея. Он жил в Израильском царстве в IX в. до н.э. Память о нём была настолько прочна, что, когда иудеям явился Иисус, многие почитали Его за вернувшегося Илию. О житии, подвиге и вознесении пророка повествуют Третья и Четвёртая книги Царств. Илия обличал нечестивого царя Ахава, одолел жрецов Ваала и Вельзевула, скрывался от преследований в пустыне, был взят живым на небо, как до него – только Енох, а после него - никто. Для средневекового сознания была важна даже не столько историческая роль Илии, сколько – символическая: пустыннический подвиг, владычество над водной стихией, вознесение на небо- прообразовывали события земного пути Христа, Его чудеса и Воскресение. В Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо». (4 Цар. 2:11).
В центре иконы – фигура Илии, восседающего в пещере, на фоне горы, окруженной пустыней. Илия одет в плащ из верблюжьей шерсти – милоть, на нём шейный платок, он бос, в левой руке его - посох, в правой – свиток, где, как подразумевается, записаны пророческие послания. Именно в таком виде, согласно Библии, явился Илия к царю Ахаву с предсказанием трёхлетнего голоде, что постигнет землю Израильскую. Илья показан как бы прислушивающимся к голосу Бога. Нередко сюда добавляется сцена кормления пророка вороном, но на данной иконе ворона нет.
Слева изображено, как Илия спит в пустыне, куда он скрылся от преследований. К спящему является ангел и предрекает далёкий путь на гору Хорив, где Илия получит откровения Божьи. Над фигурой Илии изображён сосуд с питьём, принесённый ангелом пророку.
Средник иконы – изображение Илии на горе Хорив – есть сцена, следующая по хронологии.
В нижнем правом углу представлены Илия и его ученик Елисей, идущие к месту огненного вознесения пророка. Елисей изображён, согласно свидетельству Библии – плешивым. Илия, сняв милоть, ударяет по воде Иордана, река расходится, и пророки минуют её по сухому дну. Потом Елисей повторит это чудо: милотью Илии опять разделит воды в знак того, что унаследовал его силу, «даже двукратно».
Вверху - Огненное восхождение. Илия бросает милоть Елисею. Четвёрка чудесных коней несёт пророка в направлении небесного сегмента, к фигуре Саваофа с державой в руках. Квадриге предводительствует ангел. Это нечастая деталь. Библия не упоминает об участии ангелов в вознесении Илии, однако на Руси они иногда писались держащими вожжи или даже катящими огненную сферу с колесницей пророка. Точно так же ангелы на других иконах передвигают облака и светила. Ангелы правят стихиями, и их участие в движении огненного облака Илии напоминает нам о том, что русский человек воспринимал перемещение пророка по небесам как явление не только теофаническое, но и метеорологическое.
История образа.
История Илии иллюстрировалась в русском искусстве с древних времён. Все описанные сцены традиционны и имеют многочисленные аналоги. Новшество, относительно икон Средневековья – расположение сцен не в ячейках клейм, а свободно. Сюжеты органично размещены в пейзаже, отчего возникает впечатление сложного одновременного действия. Эта манера свободной и связной компоновки эпизодов заведена ярославско -костромскими живописцами XVII в. и вскоре она стала доминировать. Расположение житийных клейм по-старому, в таблице, в Новое время стало анахронизмом и встречается редко.
На Руси сюжет об Огненном восхождении Илии был особенно популярен также и потому, что красноречиво иллюстрировал таинственную связь Илии со стихией молнии и грома, стало быть – дождя и урожая. После раскола образ Илии стал одним из важных тем старообрядческого искусства. Илия воплощал идеал праведника, пустынника, аскета и обличителя нечестивой высшей власти. Самосожжения старообрядцев ассоциировались с Огненным восхождением пророка. Всё это дало «новую жизнь» образу Илии в пустыне, до позднейшего времени бывшего любимым и востребованным в среде традиционного благочестия.
Нарядный колорит и резкая светотень обеспечивают барочный дух этой иконы, по композиции ещё очень традиционной. Лики написаны ещё довольно архаично, без выраженного «живоподобия» - резкой светотени и нарочито выпуклого рельефа. Исполнение очень сдержанное, графичное и миниатюрно-тонкое, в традиционной санкирно - охряной тёмной гамме. Позднее время выдаёт себя здесь высокой степенью графической стилизации, особенно заметной на центральном лике, отделанном с ювелирной тщательностью. По - барочному, живо, хотя и без излишней экспрессии, исполнены серебряные «змеящиеся» пробела. Некоторые детали, например -ангел вверху, полны памяти о ярославском искусстве допетровского времени. Но развитой живописный пейзаж, романтизированный в согласии со вкусами эпохи императриц и уже очень далёкий от древних условных ландшафтов, сдвигает датировку иконы в позднюю сторону, видимо к концу XVIII в.
Икона написана в ярославском регионе около середины XVIIIв. Представляет коллекционную, историко-культурную ценность.
Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».