Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Лик Христа имеет небольшие, сжатые к центру черты, отличающиеся правильностью и четкостью исполнения, аскетизмом и остротой. Лик целиком вписан в окружность нимба и сдвинут к верхней границе плата. Косицы волос Христа удлинены книзу, они пересекают нимб и энергично ниспадают, почти достигая складок на нижних углах плата. Эти композиционные приемы придают изображению одновременно монументальность и динамичность. Между косицами Христа вязевая надпись – «Нерукотворенный образ (Господень)». Треугольники, образованные вверху углами ковчега и краем плата, плотно заполнены поясными фигурками двух ангелов, поддерживающих ткань за узелки. На верхнем поле по центру инициалы Христа, по бокам – надписи: «Ангел Господень» (сильно утраченные). Широкая алая опушь по внешнему периметру поля.
Живопись лика Христа выглядит несколько затемненной, (хотя отчасти это эффект утраченных белильных слоев), и аскетическая смуглота образа в сочетании с психологически обострённым выражением черт создаёт довольно экспрессивное выражение.
История образа.
Образ представляет собой традиционное изображение Мандилиона - отпечатка лика Христа на полотенце. Согласно восточному преданию IVв., отпечаток был оставлен самим Христом для исцеления от проказы месопотамского царя Авгаря. Эта реликвия считалась первым изображением Спасителя и свидетельством истинности Боговоплощения. В иконоборческие времена она являлась важнейшим аргументом в пользу иконопочитания. До X в. святыня находилась в Эдессе. В 944 г. её перенесли в Константинополь и поместили в дворцовой церкви Богоматери Фаросской. После разорения города крестоносцами в 1204 г. судьба образа неизвестна. Иконы Спаса на полотенце были широко распространены в христианском искусстве с ранних времён. Наиболее древние дошедшие до нас русские изображения относятся к XII в. - двухсторонняя новгородская икона (ГТГ) и фреска в церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1198 г.). К XIV в. сложилась композиция, где плат с изображением Христа поддерживают два ангела. Эта схема стала самой распространённой вплоть до позднего времени. Ей отвечает и представленная икона, классический образец традиционной композиции.
Темный лик, вписанный в идеальную окружность, контрастирующий с окружающими светло-охристыми, песочными и белильными тонами с золотом, производит архаическое впечатление, ассоциируясь с произведениями конца XVI века или «Годуновского времени». В пользу ранней датировки и такие детали, как сплошное золочение фона и полей, красная широкая опушь, наконец, пропорции небольшой суженой доски с неглубоким ковчегом и одной шпонкой. Хотя эти особенности встречаются и в иконописи XVII в., в основном они типичны для более раннего времени. Однако характер исполнения лика, с его как бы исчезающими контурами, воздушными высветлениями, измельченностью и тонкостью черт, находит также аналогии в иконописи «строгановского» этапа и раннего искусства эпохи Романовых. Стиль надписей скорее тяготеет уже к XVII в., красноватая охристая подложка под золотом тоже свидетельствует в пользу более поздней датировки. Тем самым, вероятнее возникновение иконы в первые десятилетия XVII в., когда новый язык в искусстве ещё не обрел уверенного звучания и мастера архаизировали свои произведения, оглядываясь на авторитетные образцы предыдущего столетия.
Икона "Спас Нерукотворный" исполнена в Центральной России в начале-первой половине XVII в. Представляет историко-художественную, антикварную, коллекционную ценность.
Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».