Икона «Богоматерь Тихвинская» -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Богоматерь Тихвинская»
Икона «Богоматерь Тихвинская»
Местонахождение: Успенского собор в Дмитрове. ЦМиАР
Год создания: Середина ХVI века (около 1553 года)
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Образ «Богоматерь Тихвинская» являлся одним из наиболее почитаемых в древней Руси. Икона прославлена многими чудесами. Существует множество списков чудотворного образа разных школ и эпох, находящихся в различных храмах. Один из них – икона Тихвинской Божьей матери, исполненная мастерами московской иконописной школы во второй половине XVI века. Находится икона в Успенском соборе города Дмитрова.

Тихвинская икона имеет размеры 102 × 72 см и относится к иконографическому типу «Одигитрия» (Путеводительница), характерной особенностью которого является молитвенное общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом. Выраженное на этом образе обращенной к младенцу правой рукой в молитвенном жесте. Рука Богородицы указывает на Младенца Христа, как на путь Спасения. Изображение Богородицы поясное. Молитвенное обращение Приснопредстательницы характерно для деисисного чина.

Младенец, в охристо-оранжевых одеждах, сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Фон иконы зеленоватый прозрачный, нимбы отделены от фона контурной линией. Образ отличается мягкостью письма и утонченной гармонией колорита.

Икона лаконична, нет перегруженности символикой. Главные образы – Богоматери и Младенца Христа являются также и единственными. Во второй половине XVI века в московской иконописной школе создается особенный живописный монументальный стиль, воплощающий философские идеи этого времени. Главное внимание художники начинают уделять изображению лика. Передавая, с помощью выразительных живописных приемов, внутренний мир образа, раскрывая его чувства и мысли. Грустный лик и большие скорбные глаза Матери говорят нам о ее великой будущей утрате. Спокойные черты лица – о принятии этого пути.

По иконографии Тихвинская Одигитрия похожа на Богоматерь Иверскую. Различие - в изображении стоп скрещенных ног Младенца Христа. На образе Тихвинской Богоматери одна из ножек Иисуса развернута к молящемуся подошвой.

Парный образ Тихвинской Божией Матери московской иконописной школы – Николай Мирликийский (Чудотворец).

История образа.

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI веков, ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни.

Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней, утративших благочестие, Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом.

В 1507 - 1515 годах в Тихвине, по указу и на средства Великого князя Василия Иоанновича, специально для поклонения иконе, был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников, а образ Пресвятой Богородицы Тихвинской стал стремительно распространяться по русским землям посредством многочисленных списков. Культ тихвинской святыни в Москве и центральных районах государства, активизируется после посещения Тихвина Василием lll в 1526 году. Не стало исключением и Дмитровское княжество, где во второй четверти столетия для городского Успенского Храма пишется икона Тихвинской Богоматери.

Особенности иконописной школы.

Можно предположить, что икона была написана художником из княжеской артели. Образный строй иконы, ее сдержанность и, вместе с тем, виртуозность мастера с хорошей выучкой, говорят о несомненном влиянии московской школы. Это косвенно подтверждает предшествующий список иконы «Богоматерь Одигитрия» из Тихвинской церкви в Дмитрове, и более поздний список «Богоматерь Тихвинская» с клеймами чудес из Успенского Храма Московского Кремля.

Московская школа возникла на основе иконописи Владимиро-Суздальской Руси XIV - XV веков. Специалисты изучают древнюю живопись Владимиро-Суздальской Руси по остаткам фресок Переславля-Залесского, Владимира и по единичным экземплярам икон, относящихся к домонгольскому периоду. В это время Москва становится крупным и богатым центром православной культуры. Заботами великих князей, строятся новые храмы и монастыри, для их росписи приглашаются лучшие художники-иконописцы со всей страны и из-за границы.

Византийская и греческая традиции были творчески переработаны и вплавлены в уже существующее отечественное русло такими мастерами, как Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. В результате чего появилась новая, удивительная по своей красоте и молитвенному действию, московская школа, которая подняла русскую иконопись до высот, никем не превзойденных.

Автор текста: Петр Цветков.

Оставить комментарий