Икона «Богоматерь Шуйская-Смоленская» -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Богоматерь Шуйская-Смоленская»
Икона «Богоматерь Шуйская-Смоленская»
Местонахождение: Россия, частная коллекция
Название иконы: Икона «Богоматерь Шуйская-Смоленская»
Время создания: начало XVIII в.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Богоматерь представлена по пояс, в небольшом трехчетвертном развороте. Ее глава склонена ко Христу, опущенные ладони поддерживают Его под бедро и левую пяточку. У Нее необычные одеяния, с широкими отворотами мафория, обрамленными каймой, и двумя окаймленными складками мафория на правом плече, придающими ризам Марии особую ступенчатую декорацию, характерную только для образа Шуйской. Христос сидит в необычной позе, поставив пятку правой ноги на колено левой. Одежды Христа, как и Марии – двуцветные, серебряные с вишневым лаком, и также крупно орнаментированы, только у Христа это воротник-бармы и зарукавья: элементы царского облачения.

Шуйская-Смоленская икона – изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках. Иконографической особенностью, отличающей Богоматерь Шуйскую от других икон Одигитрии, является особое положение высоко поднятой обнажённой правой ноги младенца Христа, поддерживаемой им левой рукой за пятку. Правая рука Богоматери прикрывает левую стопу младенца. Жесты матери и сына напоминают о словах из Книги Бытия (Быт.3:14-15): "И сказал Господь Бог змею... вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Эти слова истолковываются богословами как пророчество о грядущем сокрушении ада через искупительную жертву и Воскресение Христа.

Помимо богословского толкования, есть и иное, историческо-иконографическое объяснение композиционной особенности образа. Богоматерь Шуйская – не единственная икона, где одна из ножек Христа оказалась обнажённой и тем самым выделенной. Таковы образы Владимирской, Фёдоровской, Толгской и ряд других. Композиционное обособление иконописцами ступни или колена Христа, возможно, изначально связано с сакральным лобзанием образа. В "Книге церемоний" Константина Багрянородного (Порфирогенета) (905-959 гг.) описан древнейший ритуал поклонения правителю, включавший в себя целование ног: стопы или колена. В согласии с церемониалом, вероятно, формировались и некоторые иконографические схемы древней Византии, перенятые впоследствии древнерусским искусством.

Икона исполнена традиционно, в архаизирующем стиле. Лики имеют правильные и мягкие черты, в них много народной бесхитростности и силы. Одеяния богато орнаментированы характерной двухступенчатой каймой и зарукавьями с розетками и жемчугами, а также линейными разделками «на ассист». Общая цветовая гамма иконы сдержанная, построенная на сочетании серебра с красновато-чёрными охряными и лаковыми орнаментами. Тождество техник «цвечения» лаками серебра, узорчатых ритмов на одеяниях и фоне превращает образ в визуально единый орнаментальный блок с выделяющимися светлыми пятнами ликов и акцентом чеканного венца, розетки-«репьи» на котором вторят розеткам, украшающим фон иконы. Аналогичные мотивы орнамента фона других «Шуйских» говорят о влиянии первообраза, возможно, украшенного серебряным окладом с похожим узором, имитация которого вошла в традицию. Вкупе с басменным окладом на полях (к сожалению, утраченным) и венцом узорчатый средник иконы смотрелся особенно празднично и богато.

Фон иконы украшен характерным чёрно-красно-серебряным орнаментом. Его форма тесно связана с гравюрной декорацией, привнесённой в русское искусство мастерами Оружейной палаты. Орнамент не только зрительно обогащает образ, он ещё и призван имитировать дорогой басменный оклад. Не только венец, но и поля иконы могли быть прикрыты серебряным убором и орнаментированный фон красиво сочетался с ним.

История образа.

История прославления чудотворного образа Богоматери Шуйской-Смоленской связана со свирепствовавшей в России в середине XVII века моровой язвой. Сказание об иконе сообщает, что во избавление от постигших бед и несчастий жители города Шуя решили заказать и поставить в Воскресенскую приходскую церковь новый образ Богородицы Смоленской. В 1655 году написание новой иконы было поручено художнику Герасиму Иконникову. Во время исполнения иконописцем заказа произошло первое чудо, которое и определило особенное изображения позы Младенца. Нанесённый на доску рисунок, соответствующий изводу «Смоленской», дважды неизъяснимо изменился на тот, что мы видим на «Шуйской». Художник, узрев в происходящем высшую волю, сохранил изменения. Впоследствии слава этой иконы широко разошлась, а также умножились и живописные копии образа, по народной вере – обладающие защитительной силой от болезней.

В целом как характер этой архаичной живописи, так и выделка доски с двойным ковчегом опираются на традицию XVII в. Однако преобладание графически-линейного орнаментального начала как в письме фона и одеяний, так и ликов, раскованность и лаконичность приёмов характерны уже для народной иконописи XVIII в., хотя и раннего периода, судя по отсутствию примет стилистических новшеств, повсеместно затронувших иконопись к середине этого столетия. Памятник исполнен незаурядно, профессионально и с тонким вкусом.

Икона - произведение иконописцев Русского Севера начала XVIII в. Представляет историко-культурную, коллекционную, антикварную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий