Икона «Богоматерь Казанская» - Русский север

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона  «Богоматерь Казанская»
Икона «Богоматерь Казанская»
Иконописная школа/ автор: Русский север
Местонахождение: Россия, частная коллекция
Название иконы: Икона «Богоматерь Казанская»
Время создания: начало XVIII в.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Казанская - самый известный в России вариант иконографии Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), древний подлинник которой был чтим в Византии и, по преданию, принадлежал кисти самого евангелиста Луки. Композиционно образ Казанской является сокращённым вариантом - центральным фрагментом полнофигурного изображения Одигитрии. Согласно канону, Богоматерь изображена погрудно, её руки не показаны, голова слегка склонена вправо от зрителя, фронтально представленный младенец Христос пишется с благословляющей десницей. Это одна из простейших по композиции и вместе с тем визуально внушительнейших икон Богоматери.

Примечательно, что Казанская получила в наследство от легендарного протографа не только облик, но как бы и чудодейственную силу. Название Одигитрия-Путеводительница по традиции связывается с первым чудом святого образа – исцелением слепых. Нашей Казанской тоже приписывалась благодать к прозрению ослепших очей. В народном представлении этой иконе была также усвоена ещё одна важная роль – спасительницы от пожара. Видимо, это связано с историей обретения иконы на пепелище. Согласно легенде, именно на месте сгоревшего дома девочка Матрёна, дочь казанского воеводы Пашкова, нашла в 1579г. икону Казанской.

Представленная икона традиционна по композиции и в целом восходит к списку чудотворной, хранившемуся в московском Казанском соборе. Нечастая деталь данного образа – венчающий голову Марии живописный венец-«коруна». Кроме Казанской, только величайшая московская святыня – Богоматерь Владимирская (в разновидности «Волоколамской») – имела распространённое хождение в такой «коронованной» редакции. Венец Владимирской-Волоколамской - копия аналогичного драгоценного украшения оклада оригинала иконы, дополнившая традиционную иконографию. Очевидно, таков же был путь «коруны» Казанской. Однако чудотворный оригинал подобной иконы пока неизвестен. Вероятно, появление подобных изображений связано уже с периодом после 1630-х годов, когда икона прочно обрела свой статус столичной, царской. Связь сакрального и царственного в культуре XVII века доходила до тождественности, о чём, в числе прочего, могут свидетельствовать и культы подобных «коронованных» икон.

Фон иконы украшен характерным чёрно-красно-серебряным орнаментом. Его форма тесно связана с гравюрной декорацией, привнесённой в русское искусство мастерами Оружейной палаты. Орнамент не только зрительно обогащает образ, он ещё и призван имитировать дорогой басменный оклад. Поля и венец иконы могли быть прикрыты серебряным убором и орнаментированный фон красиво сочетался с ним.

Икона исполнена в согласии с традицией, выдержанной во всём - от стиля живописи и техники письма до обработки доски с соблюдением особых пропорций и изготовлением двойного ковчега. Однако в стилистике ликов заметны начала «живоподобия», московской манеры, освоенной мастерами Оружейной палаты во второй половине XVIIв. Здесь это выражено в особой воздушности и высветленности плавей личного, идущих от ярко-зелёных теней к ровному охристому основному тону, неяркому и вместе с тем лёгкому, тёплому. В письме отсутствует контрастность, свойственная народным иконам периода рококо, однако некоторый отход от средневековой традиции свидетельствует о создании иконы уже в XVIII в. Живость и лёгкость письма, его орнаментальность, представляющая собой набор адаптированных мотивов столичного искусства, свидетельствует о развитом иконном производстве в той неизвестной мастерской, где создавался образ. Видимо, он написан близко к середине XVIII в., времени расцвета северной народной живописи, в целом чтившей средневековые традиции, но также и живо воспринимавшей новейшие тенденции в искусстве.

История образа.

Необходимость в местной святыне, осеняющей дикий, недавно христианизированный край, способствовала возникновению массового почитания иконы как хранительницы всех новоприобретённых Русью восточных земель. На пожертвования царя Иоанна IV в Казани был сооружён посвящённый новоявленному образу монастырь. Позже, когда икона была поднята в ополчение Минина и Пожарского во время событий 1612г., с ней связалось народное представление о победе над интервентами, а строительство в 1630-х годах Казанского собора на Красной площади в Москве закрепило культ образа в Центральной России, придав ему царский, столичный статус. Почитание иконы как воинской добавочно упрочилось после одержания 22 сентября (в день правзднования Казанской иконы) 1812г. первой крупной победы над войском Наполеона в Вяземском сражении.

Тем самым, на уровне великодержавной риторики, икона стала одним из главных сакральных воинских символов России. Казанской служились молебны во всех случаях государственных потрясений, икону поднимали в войска во время военных кампаний. Наряду с иконами св.Георгия, Спаса Нерукотворного и Богоматери Знамение, Казанская часто избиралась в качестве полковой иконы, в её честь освящались алтари храмов и памятные часовни, связанные с военными событиями русской истории. В народе до позднейшего времени сохранялось почитание иконы как целительницы, охранительницы от злых сил и напастей. Казанская как бы возглавляет пантеон образов Богородицы в крестьянском моленном обиходе.

Икона – памятник живописи северных земель середины XVIIIв., имеет коллекционную, историко-художественную и антикварную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий