Иисус Христос Благо Господа - Дешом Адольф Виктор Жоффруа
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
По центру Портала Страшного Суда на Западном фасаде Собора Парижской Богоматери, между знаменитыми коваными дверьми, расположена большая скульптура Иисуса Христа Благо Господа. Она создана гораздо позже остальных композиций портала, при реставрации собора в XIX веке. Мраморная статуя Христа Благо Господа принадлежит резцу знаменитого французского скульптора Жоффруа Дешома и считается самым знаменитым его творением. Эскиз статуи делал архитектор-реставратор собора, Эжен Виолле-ле-Дюк.
Статуя Христа представлена в полный рост, анфас, в Его левой руке Книга Жизни, а правая поднята в благословляющем жесте. От величественной фигуры веет спокойствием, лик Его исполнен мудрости и любви, Он – благ. Благосклонен и милостив. Его одежды просты, над головой нет ни венца, ни нимба, но мы всё равно знаем, что это Спаситель. В его силах изменить и нашу жизнь, и то, что будет после неё. Нужна только вера. «Книга жизни» – аллегория, представляющая запись добрых дел на небесах, которыми человек может оправдаться на Страшном Суде. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Всё милосердие Божие сосредотачивается в Иисусе Христе, который изливает благодать на каждого человека.
На постаменте скульптуры изображены фигуры, олицетворяющие семь Свободных искусств. Искусства делятся на гуманитарный тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и точный квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Философия, божественная наука, стоит во главе их всех. Свободные искусства, достижения человеческого разума и души, изображают в виде Дев, держащих различные предметы: Музыка – колокольчики и молоточек, Грамматика – розги, Геометрия – линейку и циркуль.
История создания.
Монументальный Западный фасад Нотр-Дам, в нижнем своём ярусе оформлен тремя порталами: Святой Анны (конец XII века), Страшного Суда (1220 – 1230) и Богоматери (начало XIII века). Архитектурная композиция фасада вертикально разделёна на три части пилястрами, а горизонтально – на три яруса галереями. Строительство Западного фасада было завершено в 1240 – 1250 годах.
Над возведением Собора Парижской Богоматери трудились многие архитекторы, но его главными зодчими считаются Жан де Шель и и Пьер де Монтрей, руководившие работами с 1250-го по 1265-й и 1267-й годы соответственно. Здание собора было, в целом, построено к 1345 году, после этого оно сохранилось, без существенных достроек и переделок, до начала XVIII века, когда, собственно, и произошло его посвящение Богоматери.
Реставрация Нотр-Дам, под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка, началась в 1841 году. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и установка новых, а также сооружение знаменитого шпиля длились более двух десятилетий. Изображения на архивольтах портала Страшного Суда и на верхнем сегменте его тимпана относятся к XIII веку. Остальное скульптурное оформление портала, в том числе и статуя Иисуса Благо Господа, было создано в XIX веке. Искусствоведами отмечается высокое качество реставрационных работ. Скульптурные элементы XIII века почти невозможно отличить от воссозданных Эженом Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к памятнику средневекового зодчества.
Отношение автора к вере.
О подробностях личной жизни скульптора известно крайне мало. Об отношении Адольфа Виктора Жоффруа Дешома к религии мы можем судить лишь по его работам. Известен огромный творческий вклад Жоффруа Дешома в реставрацию памятников средневекового зодчества, в том числе и Собора Парижской Богоматери. Большая часть его скульптурного наследия посвящена библейским сюжетам. В нём автор передаёт своё преклонение перед подвигом Сына Божия, Святых и Апостолов. Христианские чувства мастера, запечатлённые в лучших памятниках искусства Франции XIX столетия, навсегда останутся в веках.
Биография.
Адольф Виктор Жоффруа Дешом (1816 – 1892), которого во Франции называют романтическим скульптором, свой путь в искусство начал с бесплатной школы рисования. В 1831 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил в Парижскую школу изящных искусств и до 1848 года занимался ювелирным делом. Впоследствии Адольф Виктор становится учеником скульпторов Пьера-Жана Давида Анжерского и Джеймса Прадьера. Он много и творчески участвует в восстановлении готических памятников Франции, в том числе собора Нотр-Дам де Лаон под руководством архитектора Эмиля Боезвильвальда, собора Нотр-Дам де Байе с Виктором Руприхом-Робером, Собора Святой Шапели и Собора Парижской Богоматери под руководством архитекторов-реставраторов Жана-Батиста Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка.
От брака Адольфа Виктора и Сидони Мутон родились четверо детей – сын Адольф-Луи Жоффруа, который впоследствии продолжил дело своего отца, и три дочери – Мари, Амели и Валентина. В 1880 году Жоффруа Дешом получил звание офицера Почетного Легиона. В 1885 году его назначают директором Музея скульптуры (ныне Музей французских памятников). Жоффруа Дешом получает множественные заказы на производство статуй и официальных памятников. Только в Соборе Парижской Богоматери ему принадлежат такие знаковые творения, как двенадцать медных статуй Апостолов на крыше, в основании главного шпиля, медный петух-ковчег, расположенный на вершине его стрелы, и мраморная статуя Благо Бога Иисуса на дверях портала Страшного Суда.
С 24 апреля по 22 июля 2013 года в Париже проходила выставка «В уединении мастерской», посвящённая творчеству Адольфа Виктора Жоффруа Дешома. Она предлагала погружение в атмосферу мастерской скульптора XIX века, чтобы показать весь гениальный творческий процесс художника. На экспозиции были представлены различные этапы создания произведений, раскрывающие первоначальный замысел мастера – эскизы, рисунки, фотографии, гравюры, воски, формы, оригинальные штукатурки и слепки на природе. Жоффруа Дешом – автор множества скульптурных работ, которые и доныне украшают собой города Франции.
Автор текста: Марина Румянцева.