Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Покровский собор, храм Василия Блаженного, церковь Покрова на рву – все это названия одного из главных чудес русского зодчества: храма, ставшего для всего мира символом России.
В действительности, уникальное сооружение соединяет в себе одиннадцать разных церквей. Над разноцветными куполами возвышается восьмигранный шатер, увенчанный маленькой главкой – храм Покрова Пресвятой Богородицы. Но если взглянуть на план здания, Покровский шатер окажется в самом центре восьмиконечной звезды. По ее углам расположено еще 8 церквей.
Четыре крупных разноцветных купола венчают храмы Входа Господня в Иерусалим (красно-зеленый), Великорецкой иконы св. Николая (красно-белый), Пресвятой Троицы (желто-зеленый) и святых мучеников Киприана и Иустины (сине-белый). Эти восьмигранные храмы-приделы ориентированы по сторонам света. Другие четыре храма увенчаны куполами поменьше: церкви св. Варлаама Хутынского, трех Патриархов Константинопольских, св. Григория Армянского и св. Александра Свирского. По форме они кубические, бесстолпные. Другой их особенностью является отсутствие апсид. Позже к ансамблю добавились два нижних храма, в честь похороненных возле храма московских юродивых Василия Блаженного и Иоанна Блаженного по прозвищу Большой колпак.
Дополняют красочное изобилие куполов и фасадов нарядная красно-белая шатровая колокольня и ажурная галерея с крыльцами, увенчанными небольшими зелеными шпилями. Без преувеличения можно сказать: нет такого декоративного элемента, который нельзя было бы найти в этом храме. Разнообразные растительные орнаменты, изразцы, килевидные кокошники, арки и полуарки, гирьки, филенки, розетки, раковины на фасадах… По мнению ученых, это уникальное в русском зодчестве явление соединило в себе художественные элементы европейской готики и Возрождения с истинным русским народным зодчеством.
Но не только композиционная структура Покровского собора может быть названа новаторской. Совокупность конструктивных и художественных приемов также не имеет аналогов: здесь в единый ансамбль включены элементы, принадлежащие различным эпохам в европейской архитектуре. Образовалось архитектурное единство, представляющее парафраз романских, готических и ренессансных и фольклорных форм. Вот почему архитектуру собора часто называют фантастической, сказочной – так тесно она связана с миром русского эпоса, народных сказаний.
Сам храм внутри такой маленький, что иконостас, не вмещавший всех иконок, пришлось построить с заворотом, на трех стенах. При этом подобно ларцу с сокровищами, он хранит поистине бесценные древние реликвии. Среди храмовых святынь несколько икон XVI века из первого иконостаса Покровской церкви, в том числе и храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Василия Великого, святителя Николая, редкая резная деревянная икона Божией Матери Смоленская. В ризнице собора сохранились царские вклады: потир, лжица и дискос для совершения Евхаристии царя Михаила Романова и ростовая икона Василия Блаженного, вышитая на покрове для его раки придворными мастерицами царицы Ирины Годуновой. Особо почитаемая святыня Покровского собора – вериги блаженного Иоанна.
Мощи святых Василия и Иоанна находятся под спудом, в земле. Над могилой Василия Блаженного в посвященной ему церкви установлена серебряная рака с сенью. Еще одной святыней храма является Владимирская икона Божией Матери «Днесь светло красуется славнейший град Москва» с предстоящими московскими святыми, написанная на металле в начале ХХ века.
История создания.
В ходе реставрационных работ в 60-х годах ХХ века в центральном шатре Покровского собора была найдена надпись. В ней говорилось: «совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Так стала известна точная дата завершения строительства - 29 июня 1561 года.
О строивших его зодчих Барме и Постнике таких бесспорных свидетельств нет. Пискаревский летописец упоминает, что строил храм “мастер Барма с товарищи”. А в сказании о Великорецкой иконе святителя Николая говорится, что даровал царю Бог “двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу”. Исследователи до сих пор спорят, было ли зодчих двое, или же Барма Постник это один человек.
Строительство собора началось в 1555 году. Каменный храм на месте древней Троицкой церкви был построен царем Иваном Грозным в благодарность за победу над Казанским ханством. Посвящение каждого из приделов собора тоже связано с особыми событиями. Так, центральный храм собора освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В день этого праздника начался штурм Казани. Дни памяти святого Григория Армянского, трех Патриархов Константинопольских и святого Александра Свирского совпали с важными сражениями Казанского похода. В день взятия Казани праздновалась память святых Киприана и Иустиньи, поэтому один из приделов собора посвящен этим святым. Еще один престол освящен в честь Входа Господня в Иерусалим - этот праздник напоминал торжественное победоносное возвращение православного войска в Москву.
Имя св. Варлаама принял в схиме отец Ивана Грозного, Василий III, так что посвящение новгородскому святому стало молитвенной памятью сына об отце. А появление Никольского придела связано с принесением Великорецкой иконы святителя в Москву. По приказу Ивана Грозного, чтимую святыню везли через присоединенную Казань, по прибытию в Москву ею благословили строительство нового собора. Троицкий придел включил в новый храм древнюю церковь, на месте которой был возведен собор.
В 1588 году у собора появился десятый придел, давший ему новое название. Тогда был только канонизирован юродивый Василий Блаженный. Над его могилой у стен Покровского собора возвели небольшой теплый храм, где круглый год совершались ежедневные богослужения. Тогда и появилось второе имя собора – храм Василия Блаженного. В 1589 году у собора был погребен еще один московский юродивый, Иоанн Большой Колпак. В XVII веке после признания его святым, над его могилой была воздвигнута церковь, ставшая одиннадцатым приделом храма. Эта единственная в мире церковь, освященная Иоанну Блаженному, после революции была закрыта. Лишь в 2018 году, после долгих лет реставрации, богослужения в ней вновь возобновились.
В XVII веке, в Праздник Входа Господня в Иерусалим, торжественная процессия во главе с Патриархом на коне, которого вел царь, шла от Успенского собора к Покровскому. Называлось это действо «Шествие на ослята». В записках Павла Алеппского, сопровождавшего Патриарха Антиохийского Макария в путешествии по России сохранилось такое описание: «Крестный ход достиг большого храма, уникального по красоте архитектуры и яркой окраске куполов… Шествие остановилось. Патриарху подали стул, покрытый сукном, он сошел с лошади у ступеней лестницы и поднялся в один из приделов этого храма, во имя Входа Господня в Иерусалим, ибо все эти приделы уподобляются Вифании, а Кремль – Иерусалиму». Праздничную литургию Патриарх служил в храме, как в алтаре, а народ молился прямо под открытым небом на площади.
Во время захвата Москвы войсками Наполеона храм должен был быть взорван: французский император безжалостно приказал взорвать «цветастую мечеть». Варварский приказ исполнен не был, однако храм полностью разграбили. Второй раз собору грозило уничтожение в 30-е годы ХХ века. По мнению Лазаря Кагановича, он мешал проведению военных парадов. Однако в последний момент Сталин принял решение храм сохранить.
С 1929 года храм Василия Блаженного стал музеем. С 1991 здесь возобновились богослужения. Службы проходят на престольные праздники и каждые выходные.
Составитель текста: Марина Яфанова.