Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Местонахождение: Владимирская обл., Владимирский район, пос. Боголюбово
Название: Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Жанр: Архитектура
Год создания: 1166 г.
Эпоха: Белокаменное владимиро-суздальское зодчество
Эпизод в Библии:

Описание.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (под Боголюбовым, близ Владимира) принадлежит к самым знаменитым памятникам русской культуры. Храм был поставлен в честь выдающейся военной победы над волжскими булгарами (территория современной Республики Татарстан), полученной благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы.

Храм Покрова является одним из самых совершенных произведений древнерусской архитектуры. Сравнительно небольшое строение стоит на высоком берегу старицы реки Нерли (пруда, образовавшегося в результате изменения рекой первоначального русла). Он необычайно органично вписан в природный ландшафт: небольшое строение, словно дерево, естественно вырастает из окружающего его пространства.

В связи с тем, что Нерль изменила свое русло, сейчас храм близ Боголюбова замка возвышается на высоком берегу, спускающемся к пруду. Первоначально это был квадратный в плане четырехстолпный храм, то есть храм, внутреннее пространство которого разделяют четыре квадратных столпа, делящие внутреннее пространство храма на девять «зон». Центральную зону храма венчает световой барабан с куполом, создающим верхнее освещение центральной части.

Внутренняя структура храма Покрова на Нерли подчеркнута декором на фасадах. Расположению столпов внутри храма соответствуют пилоны, связанные со столпами в завершении полуциркульными сводами и опорными арками.

По канону, унаследованному от Византийской империи, в восточной части княжеских храмов устраивались специальные хоры — балконы для князей и их семей. Таким образом, во время службы князья как бы «возносились» над молящимися.

Храм Покрова на Нерли считается также первым памятником с развитым аркатурно-колончатым поясом на фасаде. В дальнейшем эта деталь декора будет активно использоваться в русском средневековом зодчестве.

Из-за значительных перестроек в последующие периоды, была утрачена первоначальная лестница на хоры. Исследователи пришли к выводу, что первоначально этот храм с трех сторон окружала частично открытая галерея, по высоте равная уровню храма до хоров. Предположительно, в западных углах галереи были выполнены лестницы на верхний ярус, представлявший собой наружную площадку. С нее и попадали собственно на хоры. Исследователи предполагают, что галереи были разобраны после татаро-монгольских завоеваний 1237 — 1241 годов.

Существенная особенность храма Покрова не Нерли заключается в том, что начиная с этой церкви, в наружном оформлении владимиро-суздальских храмов начинают широко использоваться элементы пластической декорации.

В храме Покрова на Нерли пластическая декорация выполнена в верхних частях прясел в качестве обрамлений верхних зон узких щелевидных окон. По бокам верхних зон щелевидных окон расположены две фигуры львов. Над окном и фигурами львов расположены три женские головы с распущенными волосами. В завершении прясел, в тимпанах, выделенных арками закомарами, расположены фигуры персонажей Ветхого и Нового завета, воплощающие непрерывность истории. По бокам от персонажей Ветхого и Нового завета расположены львы, над которыми парят, распустив крылья и раскрыв пасти, птицы—чудовища грифоны.

Композиции отражают средневековые представления об устройстве мира. Львы под женскими головами и грифонами олицетворяют Землю, женщины с распущенными волосами, русалки—берегини, олицетворяют Воду, парящие грифоны - символы Воздуха. В целом, все символы призваны отобразить средневековое представление о космосе.

Храм Покрова на Нерли был закрыт в 1920-е годы, однако практически сразу был принят на государственную охрану, как выдающийся памятник русской истории и культуры.

В 1900-е — 1920-е годы одним из ведущих исследователей памятников Суздаля стал В.Т.Георгиевский, затем его дело продолжили Н.Н.Воронин, Г.К.Вагнер, реставраторы А.Д.Варганов и И.А.Столетов.

В настоящее время собор находится в составе Владимиро-Суздальского музея—заповедника, но используется и Русской Православной Церковью.

История создания.

В 1155 году из Киева в Северо-Восточную Русь выехал сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский, который фактически стал первым независимым князем этой территории. Андрей Боголюбский ехал в Киев через Чернигов, Козельск и Москву. В Москве он пересел на ладьи—струги на реке Клязьме (современные Мытищи) и поплыл к Владимиру, чтобы во Владимире с Клязьмы повернуть на ее приток Нерль и доплыть до Суздаля.

Из Киева Андрей Боголюбский вывез почитаемый Образ Пресвятой Богородицы, по преданию написанный Святым Евангелистом Лукой. Со временем он получил имя Пресвятой Богородицы Владимирской (в настоящее время хранится в Москве в храме св. Николая в Толмачах).

Во время остановки под Владимиром, ночью, св. благоверному князю Андрею явилась Богородица. Она повелела князю остаться во Владимире, объявив об особом покровительстве этому городу.

Благоверный князь Андрей послушался Пресвятой Богородицы и сделал столицей Северо-Восточной Залесской Руси город Владимир, который сохранял это значение до возвышения Москвы.Чудотворный образ Пресвятой Богородицы разместили во вновь устроенном кафедральном Успенском соборе города Владимира.

В честь явления Пресвятой Богородицы Благоверному князю Андрею Боголюбскому был написан образ, получивший широкое почитание под именем Богоматери Боголюбской (в настоящее время хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире). На месте же чудесного явления, князь повелел построить замок с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В нем, после гибели князя Андрея Боголюбского в 1174 году, был устроен Рождественский монастырь.

Храм Покрова на Нерли стал важным продолжением и развитием этой традиции владимирского почитания и прославления Пресвятой Богородицы. Храм Покрова, в основном, датируется 1166 годом. Иногда в качестве даты строительства храма указывают на 1158 год, но эта дата основывается на поздней Владимирской летописи.

Автор текста: Сергеев Сергей Васильевич.

Оставить комментарий