Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Храм Николы в Толмачах
Храм Николы в Толмачах
Автор: Ф.М.Шестаков
Местонахождение: Москва, Толмачев Малый пер., д. 9
Название: Храм Сошествия св. Духа (Храм Николы в Толмачах)
Жанр: Архитектура
Год создания: 1697 г.

Описание.

Храм Сошествия св. Духа в Замоскворечье, известный как храм Святителя Николая Угодника в Толмачах, имеет особое значение среди памятников истории и культуры Москвы. В настоящее время храм является хранителем главной святыни Российского государства – Чудотворного образа Богоматери Владимирской.

Сохранившееся с конца XVII века основное здание «зимнего храма» представляет собой крупный вертикальный объем с двумя симметричными рядами проемов на южном и северном фасадах в 3 оси. С южной стороны, в центре нижнего яруса, расположен проход.

Храм бесстолпный, внутри перекрыт высоким 4-лотковым (из четырех треугольников) сомкнутым сводом, снаружи перекрыт четырехскатной кровлей с пятью декоративными барабанами без окон под луковичными главами.

Примерно на уровне подъема сводов, на фасадах храма карнизом выделен своеобразный аттик с декоративными раковинами над осями окон, подражающими раковинам на фасадах Архангельского собора Московского Кремля.

Оформление проемов на фасадах храма Святителя Николая в Толмачах отличается определенной строгостью. Наличники включают достаточно строгие, почти ордерные полуколонны, завершения наличников – тимпаны - выполнены в виде разорванных фронтонов с «гирьками» в месте разрыва.

В 1832 – 1833 годах, под руководством известного московского архитектора Ф.М.Шестакова, к историческому зданию храма Сошествия Св. Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах, на месте аварийных частей, были пристроены новые трапезная и колокольня. Новые части храма составили единую, весьма эффектную композицию, центральную часть которой занимает четырехъярусная колокольня, внутри которой находится тамбур главного входа в храм.

Вертикальный силуэт колокольни эффектно контрастирует с низкой, вытянутой вдоль переулка трапезной, внутри которой находятся Покровский и Никольский приделы храма. Наружный декор трапезной включает ампирные арочные тимпаны над прямоугольными окнами, отчасти перекликающиеся с расположенным неподалеку храмом Чудотворного Образа Всех Скорбящих Радости архитектора О.И.Бове.

С 1851 года создатель Третьяковской галереи, купеческий глава П.М.Третьяков, приобрел соседний участок и затем выступил меценатом крупных реставрационных работ в храме. Тогда было выполнено необычайно торжественное оформление приделов трапезной, сделаны внутренние росписи храма конца XVII века (бригада иконописца Степанова), заново выполнен, по историческому образцу, иконостас с установкой исторических икон храма. В результате храм, в значительной степени, приобрел исторический внутренний облик, сохранившийся вплоть до его закрытия в 1929 году.

В 1929 году храм Святителя Николая в Толмачах был закрыт и передан Государственной Третьяковской Галерее для размещения фондов. В 1993 году зданию возвращен статус храма с правом проведением служб.

В 1997 году, при самом активном участии Государственной Третьяковской галереи, была проведена полная реставрация храма Святителя Николая с максимальным восстановлением исторического облика фасадов и интерьеров образца 1929 года.

История создания.

По церковному преданию, Чудотворный образ Божией Матери был написан св. Евангелистом Лукой, и после Крещения Руси объявился в Киеве. По одной из версий, образ чудом сохранился от эпохи проповеди в Киеве св. Апостола Андрея Первозванного, по другой - был привезен св. Равноапостольным князем Владимиром из Херсонеса, где был спрятан в эпоху гонений на ранних христиан. В 1155 году чудотворный образ был перенесен Благоверным князем Андреем Юрьевичем Боголюбским из Киева во Владимир, и по пути следования совершал чудеса.

Во Владимире Чудотворный образ сначала установили в замке Благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, а затем в кафедральном соборе Владимира в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там он и получил наименование Чудотворного образа Богоматери Владимирской.

В 1395 году Чудотворный образ Богоматери Владимирской был перенесен из Владимира в Москву. Перенесение было совершено во время похода на Северо-Восточную Русь Тамерлана. Благодаря заступничеству Чудотворного Образа, Русь была спасена от разгрома: дойдя до Оки, Тамерлан повернул назад, в Среднюю Азию. Чудотворный Образ Владимирской Богоматери был установлен сначала в кафедральном Успенском Соборе Московского Кремля, где находился до 1918 года. Затем Чудотворный Образ передали сначала в Исторический музей, а в 1927 году – в Третьяковскую галерею.

В настоящее время Образ Божьей Матери Владимирской доступен в храме Святителя Николая Угодника в Толмачах. Он находится в специальном закрытом киоте – футляре, внутри которого обеспечивается постоянная музейная система температурного контроля.

Храм Святителя Николы Угодника в Толмачах впервые упоминается в летописях Москвы в 1625 году. Современный комплекс храма включает две основные исторические части: собственно храм (1690 – 1697) и расположенную перед ним выходящую трапезную храма с колокольней (1833 – 1834) на месте частей храма конца XVII века.

Изначально здание храма было построено на средства богатых кадашевских торговых гостей Кондратия и Лонгина Добрыниных. Храм представляет собой интересный пример московского храмового строительства конца XVII века.

Уже в конце XVII века, комплекс храма Святителя Николая Угодника в Толмачах представлял собой пример организованной композиции, когда колокольня, трапезная (теплый храм) и собственно основной объем (зимний храм) строились с соблюдением расположения частей по единой оси. Храм в Толмачах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года, к концу 1820-х годов колокольня накренилась и пошла трещинами, что вызвало необходимость ее реконструкции.

Составитель текста: Сергеев Сергей Васильевич.

Оставить комментарий