Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Фантазия-соната «По прочтении Данте» Ф. Листа была вдохновлена образами «Божественной комедии» Данте. Основой сонаты послужило не все полотно Данте, а один из эпизодов её первой части «Ад», рассказ Франчески да Римини.
Лист известен, как создатель жанра симфонической поэмы, что отражается в его фортепианных сочинениях, в частности в Сонате «По прочтении Данте». Она является первой программной фантазией с чертами сонатности.
В сочинении нельзя проследить конкретного последовательного изложения сюжета, скорее отражается идея, дух, понимание самого композитора «Божественной комедии» Данте. Постоянная импровизационность, отсутствие четких границ каждой отдельной темы, монотематизм – вот что отличает фантазию от традиционной сонаты.
Соната открывается суровым вступлением, грозные неумолимые октавы рисуют зрителю темные и мрачные «врата Ада». Использование тритона еще больше подчеркивает образы ада и тьмы.
За вступлением начинается главная партия, возникающая из небольших вихрей, приводящих к мятущейся, летящей теме. Тема вступления периодически проступает в развитии главной партии, что приводит к побочной партии, колокольной, яркой и торжественно- приподнятой.
В этом сочинение ярко проводится характерное для Листа заострение всех ритмических фигур. Необычен тональный план,в разработке тем включается и тема заключительной партии, и тема вступления. В кульминации звучит преображенная тема вступления, торжествующая и яркая. Тема проводиться в мажоре.
История создания.
Фантазия-соната «По прочтении Данте» вошла во второй том «Годов странствий» Ф. Листа. Композитор задумывал её раньше других «итальянских» пьес из цикла «Годов», а эскиз появился еще в 1837 году. Лист завершил это сочинение в 1849 году, он писал сочинение более десяти лет. Впервые соната была опубликована в 1856 году, как часть второго тома «Годов странствий».
Отношение автора к вере.
Ференц Лист родился в семье, на протяжении многих поколений исповедовавшей католицизм. Его дед Дьёрдь Адам Лист был церковным органистом. Отец композитора Адам Лист в юности окончил католическую гимназию, а позднее изучал теологию в монастыре францисканцев в Малацки. Он привил сыну не только любовь к музыке, но и твердые духовные принципы. Мать Ференца также оказала большое влияние на формирование его мировоззрения. Мария Анна Лагер была ревностной католичкой, «не пропускавшей ни одной церковной службы». По свидетельству биографов Листа, в юности он регулярно ходил в церковь, проводил много времени в молитве, занимался изучением духовной литературы.
В 1828 году семнадцатилетний Ференц переживает серьезный жизненный кризис, вызванный смертью отца и разрушением надежды на брак с любимой девушкой – Каролиной де Сен-Крик. У него впервые появляется желание уйти в монастырь, чтобы отказаться от суетной жизни и посвятить себя Богу. Позднее Лист так описывал свои чувства в этот период: «Я глубоко страдал от соприкосновения с внешним миром, без которого немыслима профессия музыканта и которое наносило мне раны тем более глубокие, что мое сердце было полно мистического чувства любви и религиозной веры». По настоянию матери и друзей он отказался от намерения уйти в монастырь, но желание посвятить себя на служение Богу не оставляло Листа на протяжении всей жизни. Много лет спустя он писал Каролине Витгенштейн: «Я пишу это <…> в день, когда в церквах празднуют торжество Снятия с креста. Название этого праздника отвечает тому жгучему и таинственному чувству, которое, как рана, пронизывает всю мою жизнь <…> это всегда было моим истинным, заключенным в глубине моей души призванием; я чувствовал это призвание в глубине моего сердца, начиная с семнадцатилетнего возраста <…> Никогда божественное сияние креста не было полностью чуждо мне. Иногда даже сверкание этого неземного света наполняло всю мою душу».
На протяжении всей жизни Лист создавал произведения на духовную тематику. Эта тема становится особенно актуальной для него после принятия духовного звания в 1865 году. Композитор принял постриг, став францисканцем-терциарием. Члены этой общины были не монахами, а мирянами, дающими обет вести особый образ жизни. Они могли иметь собственность и вступать в брак, но им предписывался более строгий пост, воздержание от светских развлечений и усердная благотворительность. Поступок Листа вызвал большой общественный резонанс, о нем много спорили. Сам композитор объяснял его так: «Я принял духовный сан в убеждении, что этот поступок укрепит меня на правильном пути. Я сделал это по собственной воле, повинуясь чистым, простым и абсолютно искренним побуждениям. Это решение отвечало моим ещё юношеским желаниям».
Биография.
Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в небольшом венгерском городке Доборьян. Его отец служил смотрителем за поголовьем овец у князя Эстерхази. Адам Лист был талантливым музыкантом, в молодости он играл в княжеской капелле и занимался композицией. Он рано заметил выдающееся дарование сына и стал его первым учителем. В возрасте восьми лет мальчик дал свой первый концерт. Отец приложил все усилия, чтобы Ференц получил наилучшее музыкальное образование: его педагогом по фортепиано стал Карл Черни, а теорией с ним занимался Антонио Сальери.
В 1823 году юный музыкант вместе с отцом приехал во Францию, чтобы продолжить свое обучение в Парижской консерватории. Однако венгерское происхождение Листа послужило препятствием – как иностранцу, ему было отказано в поступлении. Несмотря на это, семья приняла решение остаться во Франции, и вскоре Лист стал широко известен как концертирующий пианист-виртуоз. В это же время он начинает сочинять музыку. Написанная им в четырнадцатилетнем возрасте опера «Дон Санчо» не только была поставлена, но и имела успех у публики. Однако в дальнейшем творчестве Лист отошел от оперного жанра, предпочитая создавать инструментальную или вокально-хоровую музыку. Юношеская опера так и осталась для него единственной.
В 1827 году внезапно умер отец композитора. Эта трагедия, а также неудачи в личной жизни и недовольство карьерой музыканта-исполнителя привели Листа к серьезному жизненному кризису. На несколько лет он практически исчезает из общественной жизни и сводит к минимуму свои выступления. Его все больше привлекает духовное поприще. Однако французская революция 1830 года изменила его намерения. Лист с новыми силами отдался творческой и исполнительской деятельности. В этот период в круг его общения входили множество выдающихся людей искусства: Жорж Санд, Гюго, Делакруа, Бальзак, Берлиоз, Шопен, Паганини. Помимо музыки, Лист вел и активную литературную деятельность. В это время он познакомился с графиней Мари д’Агу, ставшей его спутницей и матерью его троих детей.
В 1835 году Лист покинул Францию и в течение почти тринадцати лет жил в разных странах Европы, давал концерты, создавал новые произведения, преподавал, писал статьи и очерки. Он посетил множество европейских государств, несколько раз был в России, часто выступал на родине – в Венгрии, жил в Швейцарии и Италии. Биографы часто именуют этот период жизни композитора «Годами странствий» по названию созданного им знаменитого цикла программных пьес, художественно преломляющих путевые впечатления автора.
В 1847 году композитор принял решение обосноваться в немецком городе Веймаре, где он получил должность капельмейстера. В роли руководителя музыкальной жизни города он провел десять лет. В веймарский период было создано множество выдающихся работ в разных жанрах: симфонии, фортепианные концерты, симфонические поэмы (Лист стал родоначальником этого жанра программной музыки).
Еще в 1847 году Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, бывшей тогда женой русского князя. Каролина стала последней любовью композитора, его вдохновительницей и сотрудницей. На протяжении многих лет они с Каролиной пытались заключить брак, но постоянно встречали препятствия из-за того, что на ее развод и повторное венчание требовалось согласие папы римского. В 1861 году, надеясь испросить это согласие, Лист поселяется в Риме. Постепенно, в том числе под влиянием Каролины Витгенштейн, у композитора усиливаются религиозные настроения, свойственные ему с юности. Даже когда препятствий для брака уже не существовало, венчание так и не состоялось: жених и невеста предпочли ему принятие пострига. В последний период жизни Листа наибольшее место в его творчестве занимают духовные сочинения. Вместе с тем он продолжал заниматься исполнительством и преподаванием.В 1875 году Лист стал президентом основанной в Пеште Высшей школы музыки – первой венгерской консерватории.
Скончался Ференц Лист в 1886 году в Байрёйте. Имя композитора вошло в историю как символ музыкального новаторства, необыкновенно разносторонней одаренности и ярчайшего исполнительского мастерства.
Составитель текста: Елена Мурзакова.