Древо жизни - Пачино ди Буонагвида

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Древо жизни
Древо жизни
Автор: Пачино ди Буонагвида
Местонахождение: Академическая галерея, Флоренция
Произведение: Древо жизни
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Проторенессанс
Дата создания: 1305-1310 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

На чёрном фоне картины изображен крест с распятым Иисусом Христом.

Основание креста опирается на вершину горы Голгофы. От ствола креста отходят стилизованные зелёные и красные ветви. В плодах-медальонах художник изобразил эпизоды земной жизни Иисуса. Конец правой ветви ведёт к двери рая. Верх столба занимает гнездо пеликана, по средневековым поверьям эта птица кормит своих птенцов мясом вырванном из груди и символизирует жертву Христову и Его любовь к людям. Реалистичность изображения распятого Иисуса показывает, что художника очаровало творчество Джотто ди Бондоне, под влиянием которого он писал «Древо жизни».

У подножия Голгофы художник изобразил основные моменты из Книги Бытия: «Сотворение человека», «Создание женщины», «Бог говорит прародителям о древе познания добра и зла», «Искушение Адама», «Грехопадение», «Прещения Бога», «Источник четырех рек рая» и «Изгнание из рая». Внизу картины присутствуют четыре фигуры со свитками, содержащими цитаты Священного Писания, это пророк Моисей, святой Франциск Ассизский, святая Клара Ассизская и Иоанн Богослов.

Крышеподобный верх картины венчает изображение рая в виде небесного града, в котором под тронами Богоматери и Христа на скамьях восседают святые.

«Древо жизни» — это мистический образ мироздания, который призван раскрывать новоначальным христианам, что мир держится подвигом божественной любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15:13).

Это также и образ восхождения человеческой души в Царствие небесное — от послушания закону к благодатной свободе святых. Это и священная история согрешившего человечества: от ветхого Адама, древних заветов Бога с человеком, через взлёты святости и падения в греховные бездны, к Адаму Новому, Который кровью Своей искупил первородный грех.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Ин.15:5).

История создания

Произведение выполнено темперой и сусальным золотом на доске размером 248×151 см в 1305-1310 году по заказу монастыря клариссинок в Монтичелли во Флоренции. На создание образа живописца вдохновил трактат монаха-францисканца Убертино из Казале «Древо жизни Иисуса Христа распятого» (1305) и книга «Древо Жизни» Бонавентуры из Баньореджо, в которой тема Древа Жизни переплетается с повествованием о кресте и страданиях Христовых. Текст в этой книге разделен на двенадцать «ветвей» или «плодов» и сорок восемь глав, что точно воспроизведено живописцем в картине.

После упразднения монастыря в 1808 году алтарный образ был передан в благочестивый дом трудолюбия в Монтедомини, где был обнаружен лишь в 1849 году и сразу же передан в галерею при Академии изящных искусств во Флоренции. Изначально картина была атрибутирована почти всеми искусствоведами как работа Пачино ди Буонагвиды. Последующие исследования подтвердили его авторство, признав влияние риминийской или болонской живописных школ. Временем создания картины принято считать период с 1305 по 1310 год, когда во Флоренции находился и проповедовал Убертино из Казале.

Отношение автора к вере

Пачино ди Буонагвида жил и творил в период, который позже назовут Проторенессансом. Для живописцев этого периода характерен постепенный переход от плоскостных изображений к объёмным и рельефным, нарастание эмоциональности и реалистичности, появление пластических объёмных фигур. Происходит постепенный отход от византийской иконописной традиции и наполнение религиозных форм светским содержанием. При этом, благодаря деликатности художника и его таланту, на его полотнах не происходит обеднения евангельского содержания.

В алтарном образе «Древо жизни» виден живой интерес Пачино к духовной истории человечества, трудному восхождению к святости, внимание к пастырским трудам своих современников, благоговение перед личностью Богочеловека Христа— всё это открывает нам живописца как человека с целостным мировоззрением христианина.

Биография

Пачино ди Буонагвида родился во Флоренции. Скупые сведенья о биографии Пачино, основываются на двух архивных документах, обнаруженных в начале двадцатого века. Это нотариальный акт от 20 февраля 1303 года, сообщающий о завершении годичных профессиональных отношений с Тамбо ди Серраглио; и зачисление в гильдию врачей и аптекарей Флоренции (около 1329-30).

Единственная картина, подписанная Пачино, — это алтарный полиптих Галереи Академии во Флоренции, заказанный пресвитером Симоном для церкви Св. Флоренции. Сравнение с подписанным полиптихом позволило найти другие картины Пачино ди Буонагвида. Выяснилось, что художник тяготел к средне-малому формату, на его произведения оказали особе влияния полотна Джотто. Пачино был признан самым выдающимся флорентийским миниатюристом второй четверти четырнадцатого века. Скончался художник около 1347 года.

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий