Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме. Сюжет картины отображает момент, когда Спасителя попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, спросили, нужно ли платить налоги Цезарю? — болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи. «Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Лк. 20:22-25).
Этот сюжет Тициан передал удивительно просто и глубоко. Крупным планом даны две фигуры: внимательный и печальный Иисус смотрит на хитрого фарисея, настойчиво протягивающего ему монету. Фигура Иисуса, безусловно, главенствует на картине. Благородство, душевная чистота и нравственная строгость видны в спокойном, полном достоинства повороте головы Спасителя, его чуть печальном взгляде и одухотворенных чертах лица. Образ фарисея является воплощением самых низменных черт человеческой природы: корысти и лицемерия. Не случайно на его лицо положены глубокие тени. Такое сближение лиц Христа и фарисея выявляет нравственный конфликт между ними во всем его напряжении. Одно лишь сопоставление тонких, благородных пальцев Спасителя с грубой, узловатой рукой фарисея дает яркое представление о различии их духовного облика. Именно цветом выявляет Тициан психологическую суть изображенных личностей.
История создания.
Тициан создал свое грандиозное полотно специально для Феррары Альфонса д`Эсте. Искусный политик, талантливый полководец и просто отважный человек, Альфонс боролся за независимость герцогства от папского влияния всеми доступными ему средствами, в том числе и с помощью искусства. Сюжет картины, по замыслу заказчика, должен был показать всю беспочвенность притязаний папского Рима на политическое верховенство.
Очевидно, что Тициан был взволнован глубоким философским смыслом новозаветного сюжета. Все усугубляющиеся противоречия жизни Италии заставляют мастера острее ощущать драматическое несовпадение гуманистических идеалов и окружающей действительности. Художник смог глубоко прочувствовать такие характерные для его времени противоречия, как низость и благородство человека. На первый план в его произведении выходит именно психологическая трактовка персонажей. Отказавшись от каких-либо деталей, монументализировав фигуры героев, сосредоточив на них всё внимание, Тициан достиг огромной ёмкости и образной сконцентрированности. Представленная тема выходит на общечеловеческий уровень и обретает максимально громкое звучание.
Отношение автора к вере.
Жизнь и творчество Тициана Вечеллио свидетельствуют о том, что художник был высоконравственным человеком, соблюдающим христианские заповеди. Известно, что мать живописца была воцерковленной христианкой, регулярно посещающей католические службы. Вероятно, от своих родителей Тициан перенял твердый морально-нравственный стержень, который не раз был духовной опорой на его жизненном пути. Всю свою жизнь Тициан любил и почитал родителей, ответственно подходил к данной ему свободе в городе больших искушений – Венеции. Художник был верным мужем для своей кроткой и благочестивой супруги Чечилии.
Поселившись в Венеции, городе, где жизнь кипела бурным потоком, у художника хватило силы воли, чтобы не поддаться соблазнам. Он использовал данные ему возможности во благо общества и для проповеди истинных ценностей. Не случайно, главными темами, которые Тициан избрал для своего творчества, были библейские и мифологические сюжеты. Из-под кисти живописца вышло множество работ, являющихся глубоким размышлением над Священным писанием.
О личности Тициана свидетельствуют и его поступки. Так Тициан буквально спас полотна своего погибшего от болезни друга - художника Джорджоне. Тициан чудом успел оказаться у дома Джорджоне, когда рядом пылали костры: в них сжигали зачумлённые вещи покойника. Рискуя жизнью, он спас от огня несколько картин, включая знаменитую «Спящую Венеру». Впоследствии поклонники Джорджоне обратились к Тициану с просьбой дописать некоторые картины, которые не успел закончить их кумир. И хотя Тициан сделал всё на совесть и не претендовал на авторство дописанных работ, ему потом очень долго пришлось доказывать авторство уже собственных картин. Злые языки нашёптывали, что их написал Джорджоне, а Тициан пытается присвоить себе чужую славу. Однако история и Божественный промысел всегда расставляют все на свои места. Тициан прожил долгую, интересную жизнь, своим творчеством прославляя Бога.
Биография.
Тициан Вечеллио родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре предположительно между 1485 и 1490 годами. Отец художника был инспектором шахт и начальником народного ополчения. О полученном Тицианом образовании известно лишь то, что художник не читал на латыни - именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.
Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато и Джентиле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.
Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника - Джорджоне. Но это длилось недолго - Джорджоне умер в 1510 году.
Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника. Основа деятельности Тициана - алтарные образы. Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы. В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император уже пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.
Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. В творчестве живописца сочетаются библейские и античные мифологические сюжеты. Писал он и портреты известных современников, отличающиеся достоверностью и отсутствием приукрашивания, характерного для многих художников той эпохи.
Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы. Его похоронили в капелле церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари, где он когда-то писал алтарный образ «Вознесение Марии».
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.