Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Центром картины Герарда Давида "Дева среди дев" является Дева Мария. Художник изобразил Её сидящей на покрытом красной тканью кресле. Под Ее ногами такого же цвета ковер, что подчеркивает главенство и царское достоинство Богородицы. О ее царском достоинстве свидетельствует и корона на непокрытой голове Пречистой. Уникальным в этом образе является хитон глубокого черного цвета, что не характерно для иконографии Богородицы. На коленях Матери сидит Младенец Иисус, одетый в белый хитон, в ручках Он держит виноградную кисть - символ Евхаристии.
Остальные персонажи распределены симметрично по обе стороны произведения. На заднем плане два ангела, играющие на различных музыкальных инструментах. Справа художник разместил шесть женских образов, в одеждах характерных тому времени. Их лица смиренны и молитвенно задумчивы. На левой стороне пять женских образов, среди которых можно определить великомученицу Екатерину Александрийскую - по царскому облачению и раскрытой книге в руках, мученица Агния Римская, по иконографической традиции изображаемая в сопровождении агнца, и мученица Дорофея Кесарийская с корзиной даров из Небесного сада. В верхнем левом углу за спиной дев художник изобразил самого себя. Его взгляд с молитвенной надеждой устремлён на лик Пречистой Девы.
История создания
Иконографический образ "Дева среди дев" отсутствует в православной традиции, но часто встречается у католических живописцев в XV-XVI веках. Основанием для такого изображения может служить упоминание в протоевангелии Иакова о сопровождении трёхлетней Марии при Её введении во храм непорочными иудейскими девами, держащими в своих руках горящие светильники.
На картине Герарда Давида, кроме Богоматери с Иисусом и двух ангелов также изображено двенадцать персонажей, из них одиннадцать женских образов и автопортрет художника. Женские лица выписаны с характерными индивидуальными чертами, что позволяет предположить, что картина является групповым портретом. Необычное чёрное одеяние Девы может говорить о предстоящих страданиях, а также символизировать тайну Боговоплощения.
Отношение автора к вере
Делая попытку рассмотреть отношение нидерландского художника Герарда Давида к вере, мы встречаем препятствие в недостаточности документальных свидетельств о жизни мастера. Но перед зрителем есть картины, которые при всей традиционности трактовки и повторении устоявшихся сюжетов, как дневники раскрывают внутренний мир художника. И чем строже рамки канона, тем ценнее то индивидуальное, что проглядывает сквозь творчество мастера.
На многочисленных полотнах художника дошедших до наших дней поражает особое внутреннее умиротворение изображённых святых. Их лики являют пришедшее в этот мир Царство Божие, которое по слову Спасителя, есть внутри каждого человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21) и «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). Их изображение всегда подчёркнуто строго и благочестиво, словно художник хотел сказать, что духовные дары даются заслужившим их внимательной и добродетельной жизнью.
Важной деталью на картинах Герарда Давида является эмоциональная связь, а в некоторых случаях эмоциональное единство изображаемых персонажей. В разных вариантах и подробностях оно переходит с одной картины в другую, говоря зрителю, насколько важен был для художника дар любви, заповеданный Господом.
Герард Давид был тщательным и трудолюбивым мастером, послужившим людям своим художественным талантом. В его произведениях видна творческая личность, возраставшая в трудах и смирении, тот самый «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет.3:4).
Биография
О жизни Герарда Давида сохранилось мало документальных фактов. Известно, что он родился в 1460 году в городе Аудеватер, нидерландской провинции Утрехт. Обучение художественному мастерству начал, работая в мастерской отца, позднее переехал в Харлем. В 1484 году художник впервые упоминается в документах Брюгге. С этого времени мастер стал членом Гильдии святого Луки. Учился у Ганса Мемлинга, под влиянием которого стиль Герарда значительно изменился. С 1494 года был городским живописцем в Брюгге, заняв там ведущее место среди художников после смерти Мемлинга. Около 1496 года Давид женился на Корнелии Кноп, дочери старшины гильдии ювелиров. В 1501 году художник занял пост декана Гильдии святого Луки в Брюгге. В 1515 вступил в антверпенскую гильдию живописцев, но позднее — в 1521 и 1523 — вновь упоминается в архивных документах в Брюгге. Живописец руководил большой мастерской со многими учениками и подмастерьями, изготовлявшими копии и повторения его работ. Герард Давид считается учителем Адриена Изенбранта.
Творчество Давида продолжает традиции раннего нидерландского Возрождения, большей частью являясь безличным повторением устоявшихся в нидерландской живописи композиционных схем XV века. Однако, не отступая от традиционной иконографии, художник вводил в свои произведения фантастический пейзаж, что по его примеру будут делать последующие нидерландские мастера. Большой популярностью пользовались его интерьерные картины со сценами из жизни Христа. Цветовое богатство и пристальное внимание к деталям в произведениях Герарда Давида типичны для североевропейской живописи XV и XVI столетий.
Скончался Герард Давид 13 августа 1523 года и был похоронен в Брюгге. После реконструкции городского кладбища в XIX веке могила художника была утрачена.
Автор текста: Ольга Северинова.