Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Полотно Ге является частью Страстного цикла, изображает сцену суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Название картины «Что есть истина?» представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна: «Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?». (Ин.18: 37—38).
На полотне изображен тот момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию, задает Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Картина-метафора построена на противопоставлении двух фигур, а точнее двух миров ‒ духовной силы и мирской власти. Пилат, проходящий мимо Христа, не намерен вести длительный спор, так как решение им уже принято. Его фигура размещена на переднем плане в залитом солнечным светом пространстве. Художник изображает Пилата со спины, благодаря складкам его одежд фигура напоминает античную колонну. Он обращает свой вопрос к обвиняемому без ярости или злобы, с высокомерной насмешкой. Пилата вряд ли интересует ответ на его вопрос «Что есть истина?» – он уверен, что знает его и сам. Христос же напротив, изображён в тени. Он словно загнан в угол, но выражение его лица говорит о готовности противостоять злу. Однако истина Спасителя для Пилата расположена во тьме, где он её не видит. Прокуратор поднял руку в вопрошающем жесте, который словно разделяет пространство между двумя героями.
История создания.
Осенью 1889 года Николай Ге задумал картину «Что есть истина? Христос и Пилат», представляющую собой живописную версию 18-й главы Евангелия от Иоанна. Примечательно, что Ге написал ее поверх другого произведения, тоже на библейскую тему. Та, первая, картина называлась «Милосердие» и изображала Христа и женщину-самаритянку у колодца. «Милосердие» было встречено публикой плохо, потому художник записал ее.
Полотно было закончено невероятно быстро – к середине января 1890-го, а месяц спустя уже показано на 18-й Передвижной выставке. Как и всегда, Ге тщательно готовился к работе: съездил со своего хутора несколько раз в Киев, изучал материалы, заказал ткани для одежд своих героев. Из них невестка Ге Екатерина Ивановна сшила тогу для прокуратора и рубище для Христа.
Иисус и Пилат написаны Ге с непривычной для конца XIX века остротой. Согласно сложившимся канонам, Иисус должен быть совершенным как внутренне, так и внешне. У Ге Христос показан настолько изнурённым, с почерневшим лицом, что племянница живописца имела неосторожность назвать Его некрасивым. Это замечание возмутило Ге, который ответил: «Красивый! Да знаешь ли ты, что красивого человека нет, есть только красивая лошадь, собака, свинья! Человек должен быть разумен, добр, но никогда отвлечённо красивым быть не может». К сожалению, многие не поняли задумки автора, посчитав такое изображение Христа кощунственным, так что работы была снята с выставки.
Как писал художник, он хотел изобразить именно ту минуту, когда Христос стоит перед тем, кто отрицает Его учение: «Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Важно было показать столкновение этих двух начал». Духовная сила Христа отразилась в его взгляде ‒ чем дольше вглядываешься в его живые, полные внутреннего огня глаза, тем мощнее действует этот взгляд. «Если бы до сегодня я был язычником, то, посмотрев на вашего Христа, я бы крестился», ‒ так написал литератор и присяжный поверенный Н. Д. Ильин. А Николай Лесков скажет: «Это первый Христос, которого я понимаю».
Отношение автора к вере.
Николай Ге — один из тех художников, которым в творчестве необходима была нравственная сверхзадача. В его представлении художник был не просто творец, но преобразователь жизни. Сам живописец был одним из основателей Товарищества передвижников и всегда выступал против мелководья передвижнических тем: «Остроумие бытовых картин — не живая мысль и не спасет художника»,— обращался он к товарищам по цеху. Ге считал, что без высокой творческой цели дар художника будет непременно «мельчать». Такой целью и нравственным идеалом для Николая Ге стал Христос, а евангельские сюжеты постепенно стали ключевой темой всего его творчества. «В историческом смысле Евангелие легендарно, — писал художник. — Но, в смысле истинной жизни духа, оно есть сама истина». Эти слова, как нельзя лучше подтверждают то, что художник искренне верил в Бога и считал необходимым посветить свой талант проповеди истинных христианских ценностей.
Биография.
Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев. По окончанию там гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, которую окончил с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы».
В 1857 художник был отправлен за границу. За шесть лет путешествий Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи.
В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В 1867 он посылает это полотно на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду».
В 1870 Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной.
В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). На время Николай Ге отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. Затем он продолжил писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге. Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора.
Автор текста: Светлана Королева.