«Что есть истина?» Христос и Пилат. - Ге Николай Николаевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Что есть истина?» Христос и Пилат.
«Что есть истина?» Христос и Пилат.
Автор: Ге Николай Николаевич
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: «Что есть истина?» Христос и Пилат.
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм
Дата создания: 1890 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Полотно Ге является частью Страстного цикла, изображает сцену суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Название картины «Что есть истина?» представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна: «Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?». (Ин.18: 37—38).

На полотне изображен тот момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию, задает Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Картина-метафора построена на противопоставлении двух фигур, а точнее двух миров ‒ духовной силы и мирской власти. Пилат, проходящий мимо Христа, не намерен вести длительный спор, так как решение им уже принято. Его фигура размещена на переднем плане в залитом солнечным светом пространстве. Художник изображает Пилата со спины, благодаря складкам его одежд фигура напоминает античную колонну. Он обращает свой вопрос к обвиняемому без ярости или злобы, с высокомерной насмешкой. Пилата вряд ли интересует ответ на его вопрос «Что есть истина?» – он уверен, что знает его и сам. Христос же напротив, изображён в тени. Он словно загнан в угол, но выражение его лица говорит о готовности противостоять злу. Однако истина Спасителя для Пилата расположена во тьме, где он её не видит. Прокуратор поднял руку в вопрошающем жесте, который словно разделяет пространство между двумя героями.

История создания.

Осенью 1889 года Николай Ге задумал картину «Что есть истина? Христос и Пилат», представляющую собой живописную версию 18-й главы Евангелия от Иоанна. Примечательно, что Ге написал ее поверх другого произведения, тоже на библейскую тему. Та, первая, картина называлась «Милосердие» и изображала Христа и женщину-самаритянку у колодца. «Милосердие» было встречено публикой плохо, потому художник записал ее.

Полотно было закончено невероятно быстро – к середине января 1890-го, а месяц спустя уже показано на 18-й Передвижной выставке. Как и всегда, Ге тщательно готовился к работе: съездил со своего хутора несколько раз в Киев, изучал материалы, заказал ткани для одежд своих героев. Из них невестка Ге Екатерина Ивановна сшила тогу для прокуратора и рубище для Христа.

Иисус и Пилат написаны Ге с непривычной для конца XIX века остротой. Согласно сложившимся канонам, Иисус должен быть совершенным как внутренне, так и внешне. У Ге Христос показан настолько изнурённым, с почерневшим лицом, что племянница живописца имела неосторожность назвать Его некрасивым. Это замечание возмутило Ге, который ответил: «Красивый! Да знаешь ли ты, что красивого человека нет, есть только красивая лошадь, собака, свинья! Человек должен быть разумен, добр, но никогда отвлечённо красивым быть не может». К сожалению, многие не поняли задумки автора, посчитав такое изображение Христа кощунственным, так что работы была снята с выставки.

Как писал художник, он хотел изобразить именно ту минуту, когда Христос стоит перед тем, кто отрицает Его учение: «Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Важно было показать столкновение этих двух начал». Духовная сила Христа отразилась в его взгляде ‒ чем дольше вглядываешься в его живые, полные внутреннего огня глаза, тем мощнее действует этот взгляд. «Если бы до сегодня я был язычником, то, посмотрев на вашего Христа, я бы крестился», ‒ так написал литератор и присяжный поверенный Н. Д. Ильин. А Николай Лесков скажет: «Это первый Христос, которого я понимаю».

Отношение автора к вере.

Николай Ге — один из тех художников, которым в творчестве необходима была нравственная сверхзадача. В его представлении художник был не просто творец, но преобразователь жизни. Сам живописец был одним из основателей Товарищества передвижников и всегда выступал против мелководья передвижнических тем: «Остроумие бытовых картин — не живая мысль и не спасет художника»,— обращался он к товарищам по цеху. Ге считал, что без высокой творческой цели дар художника будет непременно «мельчать». Такой целью и нравственным идеалом для Николая Ге стал Христос, а евангельские сюжеты постепенно стали ключевой темой всего его творчества. «В историческом смысле Евангелие легендарно, — писал художник. — Но, в смысле истинной жизни духа, оно есть сама истина». Эти слова, как нельзя лучше подтверждают то, что художник искренне верил в Бога и считал необходимым посветить свой талант проповеди истинных христианских ценностей.

Биография.

Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев. По окончанию там гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, которую окончил с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы».

В 1857 художник был отправлен за границу. За шесть лет путешествий Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи.

В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В 1867 он посылает это полотно на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду».

В 1870 Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной.

В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). На время Николай Ге отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. Затем он продолжил писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге. Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий