Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Сочетание поэтического и богословского таланта - редкий дар пастырей Христовых. Господь им щедро одарил архиепископа Иоанна (Шаховского), в миру Дмитрия Алексеевича Шаховского. Свои произведения автор посвящал известным библейским событиям и святым. С благоговением и трепетом рассуждал о тайнах Промысла Божьего, молитве, Таинствах. Рассмотрим самые интересные стихи из цикла христианских произведений Владыки Иоанна.
«Патмос».
Здесь Иоанн свою пещеру,
Как землю новую обрел,
И из пещеры вынес веру
На крыльях медленных орел,
И все кружил над пеной белой,
И отлетел в свой Горний Град,
С тех пор на Патмосе закат,
Стоит средь волн осиротелых
К св. Иоанну Богослову, о котором идет речь в произведении, у Владыки всегда было особое отношение. В постриге он получил имя в его честь. Позднее, в Сербии, отец Иоанн станет строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в городе Белая Церковь.
Любимый ученик Христа, единственный мужественный и преданный апостол Христов, который везде и всюду был со Спасителем, не испугался, в отличие от других Его учеников, последовать за Ним на Голгофу. В предсмертные минуты Он поручил Иоанну заботиться о Своей Матери: «Жено, се сын Твой», «Се, Мати твоя». (Ин.19:26-27). Из жития праведника мы знаем, что по Успении Девы Марии, апостол начал свой подвиг проповеди во многих странах.
Патмос - маленький остров, принадлежащий Греции. Здесь много лет отбывал ссылку «апостол любви», обратив к истине Христовой жителей острова и многих других язычников. На Патмосе он получил Божественные откровения ( Откр.1:8) о будущем мира, которые записаны в Книгу Откровений (Апокалипсис).
Архиепископ Иоанн не случайно сравнивает Богослова с орлом. Образ этой птицы в иконографии символизирует высокое парение богословской мысли и самого праведного Иоанна Богослова с его Евангелием.
«Лотова жена».
Душа подобна Лотовой жене,
Не остается долго в вышине.
Оглядываясь на Содом,
Отыскивая там свой дом,
И, каменея, смотрит в ту юдоль,
Где смерть свою оставила и боль.
Стихи отсылают нас к библейским событиям гибели Содома и Гоморры. Ангел повелел Лоту: «Спасай душу свою: не оглядывайся назад». (Быт.19:17). Лот исполнил приказание, а жена его, уходя из города, оглянулась и превратилась в соляной столб. Так произошло, потому что последний взгляд на город греха являлся сочувствием к нему. Супруга праведного Лота не хотела покидать место нечестия. В своей книге Соломон пишет о добродетели премудрости: «Она спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души - стоящий соляной столб». (Прем.Сол.10:6-7).
По мнению святых Отцов жена Лотова - это образ «неверной души», которая постоянно тянется к греху, о чем Владыка Иоанн пишет с сокрушением и болью.
Впоследствии Сам Христос не раз будет вспоминать этот эпизод. В Евангелии Господь говорит Своим ученикам: «...в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову». (Лк.17:29-32). Второе Христово упоминание о «Лотовой жене» метафорическое: «Никто, возложивши руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия». (Лук.49:57-62).
«Баллада о крохах».
"И псы едят крохи, которые падают со стола"
Крошку белую со стола
Мне сама любовь принесла.
Я хожу под столом вокруг,
Нет ни слов у меня, ни рук.
За столом сидят господа,
Перед ними большая еда.
А я под столом все хожу,
Крошку малую нахожу.
Есть у пса своя благодать
Крошки малые собирать!
Я лишь пес, но я пес с душой,
Мне не нужно крошки большой,
Мне не нужно больших наград,
Жизнь идет светлей, веселей,
Каждой крошке своей я рад.
И над всею жизнью моей
Крошки неба летят, летят.
В Евангелиях от Матфея и Марка описывается эпизод, где хананеянка-язычница, будучи матерью беснующейся дочери, просила у Христа исцеления для нее. «Он же сказал в ответ: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». (Мф.15:21-28). Эти стихи отражают глубокое смирение автора, как и евангельской хананеянки, о которой Господь скажет: «О, женщина, велика вера твоя!». Это стихотворение отражает и глубокую благодарность автора Богу - важнейшее христианское качество. А последние фразы стихотворения о «многих крошках неба», которые герой произведения получает по жизни в изобилии, свидетельствует о духовном законе, сформулированном преподобным Исидором Пелусиотским, учеником Иоанна Златоуста: «Благодарность - это рука, протянутая к Богу за новыми благодеяниями. Благодарность приемлющего подвигает дающего к новым благодеяниям». Этой же мысли придерживался известный старец о. Николай Гурьянов с острова Залит: «Благодарный человек ни в чем не нуждается».
Прекрасны у о. Иоанна и стихи лирического содержания, в которых раскрывается христианская философия жизни.
«Сад».
Рыба смотрит из пруда
На кусты сирени,
Но мешает ей вода
Видеть их цветенье.
Так и души: каждый день
Из своей ограды
Видят в мире только тень,
Только отсвет Сада.
***
Здравствуй, старость, утро жизни новой,
Запах зимней свежести еловой.
Здравствуй, старость, новое оконце,
Где сияет вечной жизни солнце.
Здравствуй старость, - снег,
летящий к раю.
Я тебя уже люблю и знаю...
Безымянное стихотворение отца Иоанна о зрелом возрасте открывают эту пору жизни человека как Божье благословение: тишину, мудрость и, главное, как долгожданное преддверие Рая. Христианин не страшится смерти, а, по словам митрополита Антония Сурожского, «ждет встречи с ней, как жених ожидает свою невесту». (Откр. 21:2;12;21;25; 22:2-5).
История создания.
Христианские стихи – одна из граней богословского таланта пастыря. Уже в 24 года, в 1926 году молодой поэт возглавил в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». Активно сотрудничал с русскими изданиями, печатался как автор. Большую часть своих произведений отец Иоанн подписывал псевдонимом «Странник». Свое «второе творческое имя» он выбрал не случайно. У Владыки не было постоянного места жительства, фактически он скитался по миру. Еще один религиозно-филосовский смысл псевдонима отца Иоанна объяснятся словами преподобного Исаака Сирина: «Все дни жизни своей, куда бы ты ни пришел, почитай себя странником... Тот странник, кто мыслию своею стал вне всего житейского».
Помимо стихов в творческое наследие Владыки вошли богословские труды: «Апокалипсис мелкого греха», «Церковь и мир», «Белое иночество», «Письма о вечном и временном», «О тайне человеческой жизни» и др.
Отношение автора к вере.
Отец Иоанн с младенчества был воспитан в глубоко религиозной семье. И никогда не терял веру на тернистых дорогах жизни. Люди, знавшие Владыку, всегда отзывались о нем, как о молитвеннике и подвижнике благочестия. Например, Митрополит Евлогий, сослужавший Владыке в Берлине, вспоминал о нем: «Отец Иоанн - даровитый, высокого аскетического склада человек, пламенный проповедник и миссионер. Он привлёк многие сердца к Богу». Отец Иоанн всегда помнил о своей распятой Родине. Был духовником русских эмигрантов в тех странах, где ему доводилось служить. В его произведениях раскрываются личные качества поэта как христианина: смирение, покаяние, любовь к молитве и тишине, радость, способность видеть красоту в простом.
Некоторые критики считали его поэтический дар «родственным Тютчеву».
Биография.
Будущий поэт родился в Москве 23 августа 1902 года. Он происходил из древнего княжеского рода Шаховских. Его предками были святой равноапостольный князь Владимир, благоверные князья Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские. Учился в лицее Санкт-Петербурга.
Во время революции участвовал в белогвардейском движении. Летом 1920 года эмигрировал из России во Францию. В день своего 24-летия принял монашеский постриг в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе. Вновь возвратился во Францию и поступил в Свято-Сергиевский богословский институт. Окончив обучение в начале 1927 года, направился в Сербию, где активно занимался миссионерской и пастырской деятельностью. Духовно окормлял сербов и русских прихожан храма св. апостола Иоанна Богослова. Какое-то время жил в монастыре Петковица, города Шабац.
Незадолго до окончания Второй Мировой войны вернулся во Францию, а через год переехал в США, где его рукоположили в сан епископа Бруклинского.
С 1948 года на радиостанции «Голос Америки» вел много лет передачу «Беседы о вере». На Родине, в СССР его заочно подвергли травле как антисоветчика и диссидента.
Последние годы Владыка жил в Санта-Барбаре, где и скончался 30 мая 1989 года. Похоронен на сербском кладбище.
Составитель текста: Бычковская Ольга Михайловна.