yandex

Цикл христианских произведений: «Патмос», «Лотова жена», «Баллада о крохах», «Сад», «Здравствуй, старость…». - Иоанн (Шаховский) архиепископ

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

Цикл христианских произведений: «Патмос», «Лотова жена», «Баллада о крохах», «Сад», «Здравствуй, старость…».
Цикл христианских произведений: «Патмос», «Лотова жена», «Баллада о крохах», «Сад», «Здравствуй, старость…».
Автор: Иоанн (Шаховский) архиепископ
Произведение: Стихотворения исполнены "Радио Вера"
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1966 г.

Описание произведения.

Сочетание поэтического и богословского таланта - редкий дар пастырей Христовых. Господь им щедро одарил архиепископа Иоанна (Шаховского), в миру Дмитрия Алексеевича Шаховского. Свои произведения автор посвящал известным библейским событиям и святым. С благоговением и трепетом рассуждал о тайнах Промысла Божьего, молитве, Таинствах. Рассмотрим самые интересные стихи из цикла христианских произведений Владыки Иоанна.

«Патмос».

Здесь Иоанн свою пещеру,

Как землю новую обрел,

И из пещеры вынес веру

На крыльях медленных орел,

И все кружил над пеной белой,

И отлетел в свой Горний Град,

С тех пор на Патмосе закат,

Стоит средь волн осиротелых

К св. Иоанну Богослову, о котором идет речь в произведении, у Владыки всегда было особое отношение. В постриге он получил имя в его честь. Позднее, в Сербии, отец Иоанн станет строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в городе Белая Церковь.

Любимый ученик Христа, единственный мужественный и преданный апостол Христов, который везде и всюду был со Спасителем, не испугался, в отличие от других Его учеников, последовать за Ним на Голгофу. В предсмертные минуты Он поручил Иоанну заботиться о Своей Матери: «Жено, се сын Твой», «Се, Мати твоя». (Ин.19:26-27). Из жития праведника мы знаем, что по Успении Девы Марии, апостол начал свой подвиг проповеди во многих странах.

Патмос - маленький остров, принадлежащий Греции. Здесь много лет отбывал ссылку «апостол любви», обратив к истине Христовой жителей острова и многих других язычников. На Патмосе он получил Божественные откровения ( Откр.1:8) о будущем мира, которые записаны в Книгу Откровений (Апокалипсис).

Архиепископ Иоанн не случайно сравнивает Богослова с орлом. Образ этой птицы в иконографии символизирует высокое парение богословской мысли и самого праведного Иоанна Богослова с его Евангелием.

«Лотова жена».

Душа подобна Лотовой жене,

Не остается долго в вышине.

Оглядываясь на Содом,

Отыскивая там свой дом,

И, каменея, смотрит в ту юдоль,

Где смерть свою оставила и боль.

Стихи отсылают нас к библейским событиям гибели Содома и Гоморры. Ангел повелел Лоту: «Спасай душу свою: не оглядывайся назад». (Быт.19:17). Лот исполнил приказание, а жена его, уходя из города, оглянулась и превратилась в соляной столб. Так произошло, потому что последний взгляд на город греха являлся сочувствием к нему. Супруга праведного Лота не хотела покидать место нечестия. В своей книге Соломон пишет о добродетели премудрости: «Она спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души - стоящий соляной столб». (Прем.Сол.10:6-7).

По мнению святых Отцов жена Лотова - это образ «неверной души», которая постоянно тянется к греху, о чем Владыка Иоанн пишет с сокрушением и болью.

Впоследствии Сам Христос не раз будет вспоминать этот эпизод. В Евангелии Господь говорит Своим ученикам: «...в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову». (Лк.17:29-32). Второе Христово упоминание о «Лотовой жене» метафорическое: «Никто, возложивши руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия». (Лук.49:57-62).

«Баллада о крохах».

"И псы едят крохи, которые падают со стола"

Крошку белую со стола

Мне сама любовь принесла.

Я хожу под столом вокруг,

Нет ни слов у меня, ни рук.

За столом сидят господа,

Перед ними большая еда.

А я под столом все хожу,

Крошку малую нахожу.

Есть у пса своя благодать

Крошки малые собирать!

Я лишь пес, но я пес с душой,

Мне не нужно крошки большой,

Мне не нужно больших наград,

Жизнь идет светлей, веселей,

Каждой крошке своей я рад.

И над всею жизнью моей

Крошки неба летят, летят.

В Евангелиях от Матфея и Марка описывается эпизод, где хананеянка-язычница, будучи матерью беснующейся дочери, просила у Христа исцеления для нее. «Он же сказал в ответ: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». (Мф.15:21-28). Эти стихи отражают глубокое смирение автора, как и евангельской хананеянки, о которой Господь скажет: «О, женщина, велика вера твоя!». Это стихотворение отражает и глубокую благодарность автора Богу - важнейшее христианское качество. А последние фразы стихотворения о «многих крошках неба», которые герой произведения получает по жизни в изобилии, свидетельствует о духовном законе, сформулированном преподобным Исидором Пелусиотским, учеником Иоанна Златоуста: «Благодарность - это рука, протянутая к Богу за новыми благодеяниями. Благодарность приемлющего подвигает дающего к новым благодеяниям». Этой же мысли придерживался известный старец о. Николай Гурьянов с острова Залит: «Благодарный человек ни в чем не нуждается».

Прекрасны у о. Иоанна и стихи лирического содержания, в которых раскрывается христианская философия жизни.

«Сад».

Рыба смотрит из пруда

На кусты сирени,

Но мешает ей вода

Видеть их цветенье.

Так и души: каждый день

Из своей ограды

Видят в мире только тень,

Только отсвет Сада.

***

Здравствуй, старость, утро жизни новой,

Запах зимней свежести еловой.

Здравствуй, старость, новое оконце,

Где сияет вечной жизни солнце.

Здравствуй старость, - снег,

летящий к раю.

Я тебя уже люблю и знаю...

Безымянное стихотворение отца Иоанна о зрелом возрасте открывают эту пору жизни человека как Божье благословение: тишину, мудрость и, главное, как долгожданное преддверие Рая. Христианин не страшится смерти, а, по словам митрополита Антония Сурожского, «ждет встречи с ней, как жених ожидает свою невесту». (Откр. 21:2;12;21;25; 22:2-5).

История создания.

Христианские стихи – одна из граней богословского таланта пастыря. Уже в 24 года, в 1926 году молодой поэт возглавил в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». Активно сотрудничал с русскими изданиями, печатался как автор. Большую часть своих произведений отец Иоанн подписывал псевдонимом «Странник». Свое «второе творческое имя» он выбрал не случайно. У Владыки не было постоянного места жительства, фактически он скитался по миру. Еще один религиозно-филосовский смысл псевдонима отца Иоанна объяснятся словами преподобного Исаака Сирина: «Все дни жизни своей, куда бы ты ни пришел, почитай себя странником... Тот странник, кто мыслию своею стал вне всего житейского».

Помимо стихов в творческое наследие Владыки вошли богословские труды: «Апокалипсис мелкого греха», «Церковь и мир», «Белое иночество», «Письма о вечном и временном», «О тайне человеческой жизни» и др.

Отношение автора к вере.

Отец Иоанн с младенчества был воспитан в глубоко религиозной семье. И никогда не терял веру на тернистых дорогах жизни. Люди, знавшие Владыку, всегда отзывались о нем, как о молитвеннике и подвижнике благочестия. Например, Митрополит Евлогий, сослужавший Владыке в Берлине, вспоминал о нем: «Отец Иоанн - даровитый, высокого аскетического склада человек, пламенный проповедник и миссионер. Он привлёк многие сердца к Богу». Отец Иоанн всегда помнил о своей распятой Родине. Был духовником русских эмигрантов в тех странах, где ему доводилось служить. В его произведениях раскрываются личные качества поэта как христианина: смирение, покаяние, любовь к молитве и тишине, радость, способность видеть красоту в простом.

Некоторые критики считали его поэтический дар «родственным Тютчеву».

Биография.

Будущий поэт родился в Москве 23 августа 1902 года. Он происходил из древнего княжеского рода Шаховских. Его предками были святой равноапостольный князь Владимир, благоверные князья Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские. Учился в лицее Санкт-Петербурга.

Во время революции участвовал в белогвардейском движении. Летом 1920 года эмигрировал из России во Францию. В день своего 24-летия принял монашеский постриг в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе. Вновь возвратился во Францию и поступил в Свято-Сергиевский богословский институт. Окончив обучение в начале 1927 года, направился в Сербию, где активно занимался миссионерской и пастырской деятельностью. Духовно окормлял сербов и русских прихожан храма св. апостола Иоанна Богослова. Какое-то время жил в монастыре Петковица, города Шабац.

Незадолго до окончания Второй Мировой войны вернулся во Францию, а через год переехал в США, где его рукоположили в сан епископа Бруклинского.

С 1948 года на радиостанции «Голос Америки» вел много лет передачу «Беседы о вере». На Родине, в СССР его заочно подвергли травле как антисоветчика и диссидента.

Последние годы Владыка жил в Санта-Барбаре, где и скончался 30 мая 1989 года. Похоронен на сербском кладбище.

Составитель текста: Бычковская Ольга Михайловна.

FB2

EPUB

  • «Патмос».

    Здесь Иоанн свою пещеру,

    Как землю новую обрел,

    И из пещеры вынес веру

    На крыльях медленных орел,

    И все кружил над пеной белой,

    И отлетел в свой Горний Град,

    С тех пор на Патмосе закат,

    Стоит средь волн осиротелых

    «Лотова жена».

    Душа подобна Лотовой жене,

    Не остается долго в вышине.

    Оглядываясь на Содом,

    Отыскивая там свой дом,

    И, каменея, смотрит в ту юдоль,

    Где смерть свою оставила и боль.

    «Баллада о крохах».

    "И псы едят крохи, которые падают со стола"

    Крошку белую со стола

    Мне сама любовь принесла.

    Я хожу под столом вокруг,

    Нет ни слов у меня, ни рук.

    За столом сидят господа,

    Перед ними большая еда.

    А я под столом все хожу,

    Крошку малую нахожу.

    Есть у пса своя благодать

    Крошки малые собирать!

    Я лишь пес, но я пес с душой,

    Мне не нужно крошки большой,

    Мне не нужно больших наград,

    Жизнь идет светлей, веселей,

    Каждой крошке своей я рад.

    И над всею жизнью моей

    Крошки неба летят, летят.

    «Сад».

    Рыба смотрит из пруда

    На кусты сирени,

    Но мешает ей вода

    Видеть их цветенье.

    Так и души: каждый день

    Из своей ограды

    Видят в мире только тень,

    Только отсвет Сада.

    ***

    Здравствуй, старость, утро жизни новой,

    Запах зимней свежести еловой.

    Здравствуй, старость, новое оконце,

    Где сияет вечной жизни солнце.

    Здравствуй старость, - снег,

    летящий к раю.

    Я тебя уже люблю и знаю...

Оставить комментарий