yandex

«Чевенгур» - Платонов Андрей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Чевенгур»
«Чевенгур»
Автор: Платонов Андрей
Жанр: Роман
Дата создания: 1926-1928 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Что такое неслышание человеком Бога? Это – сон человеческого разума. Русский писатель Андрей Платонов в романе «Чевенгур» наглядно этот сон изображает. Большинство событий романа происходят на неизменно колеблющейся грани яви и сна.

Автор описывает путешествие главных героев, Александра Дванова и Степана Копёнкина, рыцарей революции, по степной России, чтобы увидеть, есть ли там коммунизм? Скитание героев — это не только поход в ширь русского пространства, но и странствие в глубину русской души, пассивно ждущей Второго Пришествия и конца мира. – Саша «верил, что революция – это конец света», земной рай. Так отец Саши ушёл в глубь озера Мутево, «желая скорее испытать красоту того света».

В тексте «Чевенгура» связь между вышним миром и мятущимся человеком осуществляют не вполне библейские ангелы. Этот факт отсылает читателя к Библии: так ангел в 12-й главе Деяний Святых Апостолов толкает в бок Петра, спящего в темнице, и выводит его на свободу. Пётр, хотя и думает, что видит видение, но подчиняется ему. (Деян.12:5-9). Близкий случай – история воззвания Бога к Самуилу в 3-й главе Первой Книге Царств. Самуил не знал тогда голоса Бога, и не сразу ответил на Его зов. (1 Цар.3).

Внутренняя Вселенная человека у Платонова зачастую больше внешней. Герои Платонова пребывают в ней, как в глубине сумрачной пещеры в некоем чутком сне. И в этом сне их время от времени тоже окликают какие-то призрачные потусторонние голоса — может, ангелы, может, сам Бог. Но окончательное пробуждение для них никак не наступает.

Кажется, подобно тому, как Илий учил Самуила прислушиваться к зову Бога, так и Платонов по-своему пытается учить этому своих героев. Но они, одержимые своими идеями, которые давно пережил автор, пребывающие в созерцании придуманных ими миров, в слушание доносящегося от этих миров гула, Его зов игнорируют.

Персонажи «Чевенгура» время от времени вспоминают о Боге и церкви. Вспоминают – и тут же истребляют память о них: «Копёнкин проехал по кладбищенской дорожке к паперти храма. «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы» – написано было дугой над входом в церковь.И слова те тронули Копенкина, хотя он помнил, Чей это лозунг. «Где же мой покой?– подумал он и увидел в своем сердце усталость.– Да нет, никогда Ты людей не успокоишь: Ты же не класс, а личность. Нынче б Ты эсером был, а я б Тебя расходовал».

А если человек всех и всё забудет, то ангел станет «уединённым грустным наблюдателем». Оставляя свой мир, своёотечество, странники ради идеи коммунизма забывают родину. И тогда они, сами того не желая, теряют душу: «сердце <…> слишком широко открывалось и нечаянно выпустило свою единственную птицу. Сторож-наблюдатель <ангел> посмотрел вслед улетающей птице <…>. И сторож заплакал».

Согласно Платонову, «революция растворилась во внутренней тьме человека»: «Где мой конь, гады? Где моя Пролетарская Сила? Вы <…> обманули меня коммунизмом, я помру от вас». И Копёнкин повалился обратно, возвратившись в сон». Этот забывший свое духовное отечество человек, упустивший душу, изгнавший ангела-хранителя и самый разум, погружается в сон как в смерть или в смерть как в сон, и в небытии чает обрести царство счастья и справедливости.

…Но коммунизма в Чевенгуре не было наружи, он, наверное, скрылся в людях,– Дванов нигде его не видел,– в степи было безлюдно и одиноко, а близ домов изредка сидели сонные прочие.

И - сама замышлявшаяся, как в бредовом горячечном сне, чевенгурская история сном и заканчивается. Между началом и концом своего существования Чевенгур тоже пребывал во сне (по ходу сюжета Платонов и это неоднократно отмечал), но теперь уже ему предстоит сон беспробудный, равняющийся сну едва ли не в иудейском шеоле.

Пророк Самуил, апостол Павел, другие персонажи Библейских книг прислушиваются к голосу Бога, выполняют Его повеления – и оказываются на дороге, ведущей в Царство Небесное. Герои Платонова, тоже могущие встать на ту же дорогу, их игнорируют – и в привычном для них сонном или полусонном состоянии в ожидании чаемой смерти (она же – возможное преображение) продолжают крутиться в замкнутом круге скоротечного земного бытия.

История создания.

«Чевенгур», по мнению исследователей творчества Платонова, написан между 1926 и 1928 годами. Первоначальное название романа — «Строители весны». В основу легли впечатления Платонова, полученные в период жительства в Воронеже и его окрестностях во время военного коммунизма и НЭПа.

В романе нашли наиболее полную концентрацию взгляды Платонова на мироздание, на социальное устройство общества, на Россию, на русскую религиозность, на русского человека и на русское пространство, а также наиболее полно выразилась всегда свойственное ему религиозное восприятие человечества как единого тела.

Готовый текст был отдан в редакцию издательства «Молодая гвардия». Главный редактор, Г.З. Литвин-Молотов дал Платонову указания по доработке романа и вернул Платонову рукопись на доработку.

Платонов дал рукопись для чтения Горькому, который нашел его интересным, но предупредил, что роман не имеет никаких шансов на публикацию, Горький оказался прав. Несмотря на все старания редакции «Молодой гвардии», роман, находящийся уже в гранках, так и не был напечатан при жизни автора целиком.
Правда, в 1928-29 годах в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Кубань» и в «Литературной газете»были опубликованы отрывки из романа.

В 1972 году во Франции был опубликован перевод неполного текста романа, названный «Сорные травы Чевенгура». В том же году итальянский перевод романа под названием «Деревня новой жизни» был издан также неполным. Первая полная публикация романа вышла в Лондоне в 1978 году.
В России «Чевенгур» впервые был опубликован в 1988 году журналом «Дружба народов».

Отношение автора к вере.

Платонов — русский гений. Ему едва ли не в полной мере удалось в «Чевенгуре» — в предельно сжатой, концептуально наполненной и чрезвычайно ёмкой форме выразить саму суть русского существа, всецело устремленного в заоблачные выси, к Богу, — до того, что не только ум, но и тело с трудом удаётся удерживать на земле. А когда это не удаётся, погружающегося в хаос заново придумываемого им мира.

Но где же в этом мире Бог?

Платонов, скорее, верит в вочеловечение Бога, проистекающее из обожествления себя отдельным человеком: «Бог есть и Бога нету: Он рассеялся в людях, потому что Он Бог и исчез в них, и нельзя быть, чтобы Его не было, — пишет Платонов в дневнике. — Он не может быть и вечно в рассеянности, в людях, вне Себя». «Бог умер, теперь хотим мы,— чтобы жил сверхчеловек». Затем: «Бог приблизься ко мне, стань мною, но самым лучшим, самым высшим мною — сверхмною, сверхчеловеком».

И Вселенную после революционного её завоевания и переустройства, да и сам мир, в конце его самого, по роману, должен судить не Бог, а человек, овладевший, так сказать, функциями Бога – вплоть до Страшного Суда: «Несомненно — после завоевания земного шара — наступит час судьбы всей вселенной, настанет момент страшного суда человека над ней».

О том, как меняются представления Платонова о Боге, говорят его дневники: «Бог есть неповторимое и скоропереходящее в существе, непохожее ни на кого, исчезающее и дивное». То же и о Христе: «Он образ, созданный из чистого очарования – без теории, без чудес».

Платонову присуща и проводима через многие произведения идея о соединении человечества в едином служении друг другу. Эта мысль, приобретающая смыслявно религиозный, более того — христианский, определяет один из ведущих мотивов «Чевенгура».

Религиозные воззрения Платонова, очень личностные и своеобразные,порождены христианством, но довольно многочисленные пересечения с ним происходят у него на очень глубоких и скрытых уровнях. Что же касается общепринятых, православных, то их Платонов начал заново осмыслять, пожалуй, лишь в годы Отечественной войны. И, очевидно,строил на их основе дальнейшее существование — как житейское, так и литературное.

Биография.

Андрей Платонович Климентов родился 16 [28] августа 1899 года на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Кроме него, в семье было десять детей, Андрей, будучи старшим, с раннего возраста присматривал за ними.

В 1906 году Андрей поступил в церковно-приходскую школу. В 1909—1913 годах ученик городской 4-классной школы. Сочинять стихи начал с 12 лет. В 1913—1918 трудится на рабочих специальностях. С 1918 года сотрудничает с воронежскими газетами «Известия укрепрайона», «Красная деревня». Публикует стихи, очерки, заметки, рецензии. В журнале «Железный путь» публикуют первый рассказ Платонова — «Очередной». В Краснодаре выходит книга его стихов «Голубая глубина».

Добровольцем пошел на войну, служил у красных фронтовым корреспондентом, рядовым стрелком железнодорожного отряда в Части Особого Назначения (ЧОН).

В 1918 году поступил на электротехническое отделение в Воронежское техническое железнодорожное училище, окончил его в 1921 году. В 1920-х годах работаетинженером-мелиоратором. В 1920 году подал заявление о вступлении в РКП(б).Некоторое время числился курсантом губернской советско-партийной школы. Позже из партии вышел. Потом несколько раз подавал заявления с просьбой восстановить его в ее рядах.

В 1923 году Платонов познакомился с учительницей Марией Кашиной, у них родился сын Платон. В 1926 году Платонов с женой и сыном переехал в Москву, семья получила комнату в Центральном доме специалистов.

С 8 декабря 1926 по 27 марта 1927 Платонов, вынужденно оставив семью в Москве, работает в Тамбове. Там он пишет повести «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов». Затем, по возвращении в Москву — повесть «Котлован» и роман «Чевенгур», оставшиеся в рукописях. В 1930-е годы — у писателя нет работы, жилья, семья еле сводит концы с концами.

В 1931 году Платонов пишет повесть «Впрок», которую публикует в журнале «Красная новь». Повесть подверглась резкой критике Сталина, он требует наказать автора и издателя. Платонов пишет покаянное письмо Сталину, возымевшее определенное действие: с помощью Горького и Фадеева, Платонов с семьёй получает две комнаты во флигеле «Дома Герцена», где они и проживут в оставшиеся ему двадцать лет жизни. Здесь будут написаны ряд пьес, сценариев и рассказов, повесть «Ювенильное море» (1932), роман «Счастливая Москва» (1936) и многое другое.

В мае 1938 годаарестован пятнадцатилетний сын Платон, осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В октябре 1940 года он, благодаря содействию Михаила Шолохова, вернулся из заключения неизлечимо больным туберкулёзом (умер январе 1943 года).

Во время Великой Отечественной войны Платонов добровольцем уходит на фронт рядовым, затем становится военным журналистом. В годы войны выходит четыре его книги, в 1944 г. рождается дочь Мария. Участвует в боях наравне с солдатами. Воевал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. К концу войны у Платонова обнаруживают туберкулез. В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.

В конце того же года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» (авторское название — «Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году был обвинён критиком В. Ермиловым в «пошлости» и «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». В результате Платонова опять перестают печатать. Единственное исключение – вышедшая в 1950 году в его обработке сборник русских народных сказок «Волшебное кольцо».

Умер писатель 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище, рядом с сыном.

Составитель текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

Оставить комментарий