Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Слова Господа из Евангелия от Иоанна могут дать нам правильное понимание повести Чехова «Чёрный монах»: «Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?». (Ин. 5:41-44).
В «Чёрном монахе» с врачебной точностью зафиксирована попытка человека выйти за рамки своих возможностей. Писателя интересовало, как далеко может зайти личность в своих претензиях, должна ли она знать свои пределы? Чехов изучает этот случай и в психиатрическом, и в нравственном аспектах, но несколько деталей, попавших в повесть, дают основание рассмотреть болезнь Коврина в религиозно-духовном плане.
Коврин рассказывает будущей своей невесте Тане легенду о некоем монахе, одетом в чёрное, который давным-давно покинул земные пределы и блуждает во вселенной, но каждую тысячу лет является избранным. Легенда эта не выходит у него из головы, потому что наступает время, когда монах должен явиться. Расставшись с Таней, Коврин выходит на реку, где впервые видит чёрного монаха, который оглянулся, кивнул головой и улыбнулся ему «ласково и в то же время лукаво». Стоит обратить внимание на сочетание в облике монаха ласковости и лукавства, как и на присущие ему (как мы увидим в дальнейшем) льстивость и угодливость, — черты, которые характеризуют дьявола.
Коврин же, давно отпавший от веры, это соображение игнорирует.
Ему хочется «чего-то гигантского, необъятного, поражающего». С этим желанием связано и другое — ещё раз увидеть монаха. И монах является ему и затевает с ним беседу, в которой говорит Коврину то, что желает услышать от него собеседник: «Ты один из немногих, которые по справедливости называются избранниками Божьими. Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно… Вас, людей, ожидает великая, блестящая будущность. И чем больше на земле таких, как ты, тем скорее осуществится это будущее. Без вас, служителей высшему началу, живущих сознательно и свободно, человечество было бы ничтожно <…> — Странно, ты повторяешь то, что мне самому приходит в голову», — сказал Коврин. — «Ты как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли».
Осознание себя сверхчеловеком вдохновляют Коврина, ему кажется, что он влюблён, и он делает предложение Тане и становится её мужем. Посещения монаха продолжаются: «Он был уже крепко убеждён, что подобные видения посещают только избранных, выдающихся людей, посвятивших себя служению идее…».
Но состояние это перестает быть тайной для жены, которая, проснувшись однажды ночью, увидела мужа, беседующего с креслом. На этот раз Коврин «понял всю опасность своего положения, понял, что значит чёрный монах и беседы с ним. Для него теперь было ясно, что он сумасшедший». — Это понимание позволяет Коврину избавиться от визитов монаха, и он теряет нездоровый взгляд на себя как на избранника и спасителя мира.
Здесь таится самое важное, что было подмечено Чеховым. Чувство мнимой значимости помогает жить, чувство же причастности к ординарному — приводит в уныние. Для того, чтобы ощутить себя посредственностью и ценой смирения искать своего места в мире, сообразуясь с волей Божьей, требуется гораздо больше мужества, чем жить с сознанием собственной исключительности. — Коврин оттого и бросает жену, что она ежедневно напоминает ему о несостоявшемся величии: «в каждой строчке он видел теперь странные, ни на чём не основанные претензии, легкомысленный задор, дерзость, <…> и это производило на него такое впечатление, как будто он читал описание своих пороков…». Но он не раскаивается в своих претензиях, а принимает их позитивистски — как болезнь, в которой нет его личной вины: он «теперь ясно сознавал, что он — посредственность, и охотно мирился с этим, так как, по его мнению, каждый человек должен быть доволен тем, что он есть…». — Вот почему перед самой смертью чувство избранничества опять овладевает им, и вновь является чёрный монах, чтобы завладеть им уже навеки.
История создания.
«Чёрного монаха» Чехов написал в Мелихове летом 1893 года. Похоже, автор не придавал ему особого значения: «Это рассказ медицинский, historia morbi», — сообщал Чехов М.О. Меньшикову 15 января 1894 года.
В «Чёрном монахе», по мнению брата писателя М.П. Чехова отразились события мелиховской жизни: в Мелихове Чехов занимался садоводством, неоднократно слушал упоминаемую в тексте повести серенаду Брага, которую находил мистической.
Судя по письмам того периода и по воспоминаниям современников, Чехов во время работы над «Чёрным монахом» испытывал чувство внутреннего беспокойства, тоски. Подобно своему герою, он почти не спал. «Стоило только ему начать забываться сном, как его “дёргало”. Он вдруг в ужасе пробуждался, какая-то странная сила подбрасывала его на постели, внутри него что-то обрывалось “с корнем” …». Тогда же Чехову приснился сон про чёрного монаха. «Впечатление было настолько сильное, что брат Антон ещё долго не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал известный рассказ» (М.П. Чехов).
Время написания повести совпало с интересом Чехова к психиатрии, а также к трудам Макса Нордау, в частности – к книге «Вырождение», в которой исследуется психопатические настроения в среде интеллигенции. Хотя Чехов относился к теориям немецкого писателя критически, в тексте «Чёрного монаха» можно найти переклички с его текстами. Например: «Удел избранных — мыслить и желать».
Отношение автора к вере.
Чехов неоднократно говорил о том, что утратил веру в самой ранней юности. Однако тоску по потерянному Богу Чехов сохранил и сумел передать её, как мало кто может. Эта тоска и является главной темой всех его пьес и большинства из зрелых прозаических произведений, в которых Бог скрыт под весьма непрозрачными псевдонимами, часто вычурными, вроде прекрасного оленя, который грезится перед смертью герою «Палаты №6», или пресловутого неба в алмазах.
Обладатель огромного таланта, врожденного чувства литературной формы, с годами выработанного филигранного литературного мастерства, Чехов постоянно испытывает растерянность то ли перед своим даром, то ли перед создаваемым его усилиями миром. Призвав жизнь на страницы своих произведений, он явно не знает, что ему с этой жизнью делать. Он постоянно описывает тупики, воспринимаемые в качестве единственной реальности, словно забыв, что из любого тупика есть выход. Другой вопрос – есть ли охота его искать.
Чехов такие выходы и ищет, но, кажется, теряется между двумя полюсами, до конца не будучи уверен, какое из двух направлений выбрать. Отсюда проистекает и некая двойственность его интонации, повергающая в недоумение большинство из читателей: некоторым он кажется пессимистом, некоторым оптимистом, некоторым, самым глупым, — юмористом, но вот моралистом — никому. Между тем, моралистом он, кажется, стать не прочь, и уже потому, что и его персонажи, и он сам, постоянно находятся в поисках некоего высшего идеала, по крайней мере, постоянно о нём говорят.
Трудно поверить, чтобы Чехов, со своим удивительно чутким душевным аппаратом, не понимал, что от несвободы, находящейся внутри, сам по себе, лишь на себя самого надеясь, человек избавиться не может, освободить от неё может только Бог. А чадо Божье, предавшее себя до конца Отцу, и есть наиболее свободный человек.
Подобно тому, как герой рассказа «Студент» всю Страстную пятницу блуждает по зимнему лесу, так и Чехов всю жизнь блуждал по своей лишённой Бога Вселенной, видя в ней лишь нагромождения неразрешимых противоречий и нелепостей.
Но тот же «Студент» наглядно свидетельствует, что свет Христов жил в душе Чехова, но он лишь изредка давал ему возможность пробиться на поверхность. Чехов любил этот рассказ больше всего им написанного. Не потому ли, что вложил в него нечто потаённое, личное, чего нет в других его произведениях? А именно, отблеск не придуманной Высшей правды, внезапное обретение соборной радости во Христе, которой автор одаривает своего едва ли не автобиографического героя.
Биография.
А.П. Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге, в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки, Павла Егоровича Чехова. Был третьим ребёнком в семье, в которой всего было шестеро детей: пять сыновей и дочь. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре, что дало повод Чехову в более поздние годы заметить: «В детстве у меня не было детства».
В 1876 году отец Чехова разорился, за долги распродал имущество в Таганроге, включая дом, и уехал с семьёй в Москву, спасаясь от кредиторов. Антон остался доучиваться в Таганроге, без средств к существованию, зарабатывал на жизнь частными уроками, копил деньги, чтобы отсылать отцу. В 1879 году, окончив гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. По окончании, работал уездным врачом.
24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, дебютировал в печати фельетонами, юморесками, короткими рассказами. Печатался в московских и петербургских журналах и газетах. В 1884 году вышел сборник его рассказов «Сказки Мельпомены» за подписью «А. Чехонте».
1885—1886 годы — расцвет Чехова-«беллетриста-миниатюриста». В то время, по его признанию, он писал по рассказу в день. Весной 1886 года писатель получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, с упрёками, что он тратит талант на «мелочишки».
В 1887 году Чехов едет на юг, в родные края; затем по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Под впечатлением поездки пишет повесть «Степь», публикует её в журнале «Северный вестник». Повесть вызвала ажиотаж среди критиков. 7 (19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник — «В сумерках».
В 1890 г. Чехов отправляется на Сахалин. Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые писатель написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири». На Сахалине, Чехов за несколько месяцев сделал перепись населения. Возвращался с Сахалина морским путём, на пароходе «Петербург» через Гонконг, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одессу.
С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву работает над научным трудом «Остров Сахалин», уникальным по своему значению.
С 1892 по 1899 год Чехов живёт с семьёй в подмосковном имении Мелихово, где им было написано 42 произведения. Путешествует по Европе.
В конце 1898 года покупает в Ялте участок земли, где разбивает сад и строит дом, в котором живёт последние годы, изредка приезжая в Москву.
В 1900 году Чехов был избран в число почётных академиков по разряду изящной словесности, от которого отказался два года спустя.
Летом 1904 года, после обострения приступов туберкулеза, Чехов выезжает с женой на курорт в Германию. Там, 2 (15) июля 1904 года в городе Баденвайлер писатель скончался.
Гроб с телом Чехова был доставлен в Москву 9 (22) июля. Тогда же состоялось отпевание в Успенской церкви Новодевичьего монастыря, на кладбище которого Чехов был похоронен рядом с могилой своего отца. В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря.
Автор текста: Виталий Яровой.
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»
«Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но как-то вскользь, за бутылкой вина, поговорил с приятелем доктором, и тот посоветовал ему провести весну и лето в деревне. Кстати же пришло длинное письмо от Тани Песоцкой, которая просила его приехать в Борисовку и погостить. И он решил, что ему в самом деле нужно проехаться…»