Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Церковь Троицы Живоначальной (Белая Троица) - старейшая из действующих и древнейшая из каменных церквей Твери, расположена неподалёку от исторического центра города. Она была построена на пожертвования купца из Москвы, Гаврилы Андреевича Тушинского, в 1564 году, о чём удостоверяет надпись на западной стене собора: «Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского».
Белая Троица – замечательный памятник русского зодчества середины XVI столетия, золотого века отечественного творчества. В её архитектурном решении сочетаются художественные приёмы московского круга и тверские традиции. До наших дней церковь, в основном, свою первоначальную архитектуру сохранила, а за прошедшие почти полвека было достроено несколько храмовых элементов, которые только украсили её внешний вид. В 1787 году к церкви был пристроен Ефремовский придел, в 1812 году возведена двухъярусная колокольня, в 1860-х годах построен придел Святителя Арсения, епископа Тверского, и мученицы Татианы. В 1878 году на колокольне был достроен третий ярус и шатёр. Престолов в Белой Троице четыре: в холодной церкви их два - Святой Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, в теплой тоже два - Преподобного Ефрема Новоторжского (южный), Святителя Арсения и Святой мученицы Татианы (северный).
Специалисты сходятся во мнении, что храм был построен с тремя главами, но, после перестройки в XVII веке, стал семиглавым. Семь глав – это центральная, примыкающие к ней с севера и юга, меньшие по размеру главки, еще две на западных углах и две, самые маленькие, на восточных. Несимметричность храмового завершения придаёт оригинальность всему зданию. При реставрации церкви, между главами и сводами храма был обнаружен тайник, который, как предполагается, предназначался для укрытия ценных храмовых предметов в случае надвигающейся опасности.
Время создания иконостаса храма исследователи относят к концу XVII - началу XVIII века, а настенные росписи датируют концом XVIII — серединой XIX веков. В церкви Белая Троица сейчас находятся мощи преподобного Макария Калязинского Чудотворца (XV век), одна из важнейших духовных святынь Тверской земли.
История создания.
Храм построил в 1564 году на свои средства Гаврила Андреевич Тушинский, как вклад в Троице-Сергиеву лавру. Он попал в число тех московских купцов, которых в XV и начале XVI веков переселяли в другие города. Его имя навечно сохранилось в памятной надписи на западной стене храма. Спустя 8 лет после постройки, Г.А.Тушинский завещал и церковь, и свой двор Троице-Сергиеву монастырю.
Во времена Екатерины II, в результате перепланировки границ Твери, Троицкая церковь оказалась почти у городской черты. По градостроительному замыслу, Белая Троица должна была как бы встречать подъезжающих к Твери со стороны Старицы, олицетворяя собой парадное убранство заставы. Однако позже планы застройки изменились, между городской границей и приходской церковью построили несколько жилых кварталов. С этого времени церковь становится центром района, который расположен за рекой Тьмой – Затьмачья.
В конце XVIII века к церкви пристроили Ефремовский придел, а в конце XIX — придел Святителя Арсения, епископа Тверского, и мученицы Татианы, а также трёхъярусную колокольню с шатром.
До революции Белая Троица выполняла функции кафедрального собора, когда в Спасо-Преображенском кафедральном соборе проводился ремонт. В 1935 году церковью завладели «обновленцы», а перед войной она была закрыта. После ухода немцев в 1944 году, храм был вновь передан Православной Церкви. С 1962 года, более 25 лет, Белая Троица оставалась единственным действующим храмом города.
Масштабная реконструкция началась ещё в 90-х годах XX века, а в 2014 году, в канун 450-летнего юбилея храма, все восстановительные работы были завершены. 12 октября этого же года, митрополит Тверской и Кашинский Виктор освятил Главный престол, а 14 декабря были освящены престолы и в приделах.
Составитель текста: Марина Румянцева.