Богоматерь Умиление злых сердец - Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Богоматерь Умиление злых сердец
Богоматерь Умиление злых сердец
Автор: Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: Богоматерь Умиление злых сердец
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Модерн
Дата создания: Ис.7:14; Лк.2:34; Лк.2:35
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Богоматерь Умиление злых сердец» - один из самых проникновенных и возвышенных образов в творчестве Петрова-Водкина и уникальный пример интерпретации иконографических канонов. Богородица изображена фронтально с поднятыми вверх руками, что отсылает нас к одному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери — «Оранта» (от лат. молящаяся). На заднем фоне полотна, в мерцающей космической синеве, видны образы Богоматери с младенцем Иисусом и Распятие — бытие Божественное и бытие космическое дано как единое целое. Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир, «истощенный в войнах и злобе». Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Молитвенно поднятые руки по-матерински умиряют, оберегают обратившихся к ней людей и одновременно словно взывают к тишине, к вслушиванию в иное, надмирное звучание жизни. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. И вся земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер, пронизана этим неземным прозрачным свечением.




История создания.

За свою жизнь Кузьма Петров-Водкин не раз воссоздавал образы Богоматери – сначала это была церковная апсида Ортопедического института в Александровском парке. Спустя многие годы, росписи в Соборах Кронштадта и Сум и, наконец, станковая работа «Богоматерь Умиление злых сердец», законченная в 1915 году. Художник назвал свою картину «Богоматерь Умиление злых сердец». Это не литургическая икона, но по духовной глубине и силе воздействия, картина к ней очень близка. В православной иконографии есть тип иконы «Умягчение злых сердец», перед которой обычно молятся об умиротворении враждующих и об умягчении людской злобы в гонениях. Картина была написана Петровым-Водкиным в годы Первой мировой войны и представляет собой душевный отклик художника на трагические события того времени. Художник глубоко переживал зыбкость пошатнувшегося мироустройства. Своей душой он ощущал, что спасение человечества лишь в том, чтобы приблизиться к свету Истины — в этом есть вечный путь «умиления злых сердец».




Кузьма Петров-Водкин воспитывался в православных традициях и всю жизнь оставался человеком верующим. Живописец верил в Божественный промысел, в неслучайность своего художественного дара, который призван послужить во благо человечества.

Остро переживая кризисное состояние русского общества, разлад между природой духовного творчества и тягостной действительностью, Петров-Водкин стремился к глубокому, универсальному знанию о жизни в самом глобальном смысле этого слова. Он все более углублялся во внутренний мир своих переживаний в поисках «вечных сущностей» бытия и спасительной истины. Кажется невероятным, что, прочувствовав, проникнув в такую глубь и высь, художник примет революцию. Будет украшать Петроградскую площадь в честь первой годовщины октябрьских событий, станет писать картины, в которых попытается явить нового «классового героя». Но, когда восторг долгожданных перемен сменится осознанием того, что надежды на светлое будущее не оправдались, Петров-Водкин все больше будет обращаться к тому, в чем душа будет чувствовать опору. В полупустом храме художник будет вслушиваться в вечные слова молитвы: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь <…> В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы». Эти слова художника лучше всего свидетельствуют о том, к чему тянулась его душа в тяжелый и страшный период истории России.

Биография.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника. Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Знакомство с иконописью поразило юношу, и он стал пробовать свои силы в искусстве. Он стал учиться в Самаре у Федора Бурова, но обучение прервала смерть последнего. Судьба еще раз вмешалась в жизнь мастера, когда его работы попали на глаза известному архитектору Роберту-Фридриху Мельтцеру. Он забрал молодого человека в Санкт-Петербург, где помог ему с обучением в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (известном теперь как Мухинское училище). Первая работа Петрова-Водкина как зрелого самостоятельного художника - это икона в технике «майолика» на стене церкви в Александровском парке. Она впечатляет одновременно и каноничностью образа, и новаторским исполнением.

В 1897 году художник перебирается в Москву, где до 1905 года учится в Училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентина Серова. Следующие три года он путешествует и учится в различных европейских странах. В это время на его живопись имеют сильное влияние модернизм и символизм. Однако впоследствии у него появляется собственная оригинальная манера письма, которую можно считать сплавом реализма и сразу нескольких современных течений в живописи.

В 1911 году художник становится членом объединения «Мир искусства», через 8 лет — одним из соучредителей «Вольфила» («Вольной философской ассоциации»), просуществовавшей до 1924 года. В советский период работы мастера были востребованы. Он писал живописные полотна, работал над графикой и создавал декорации, преподавал, писал статьи по искусству и с удовольствием отдавался литературной деятельности. В 1932 году он стал первым председателем отделения Союза советских художников в Ленинграде. Скончался мастер в 1939 году, оставив после себя огромное материальное и духовное наследие.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий