Битва масленицы и поста - Питер Брейгель Старший

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Битва масленицы и поста
Битва масленицы и поста
Автор: Питер Брейгель Старший
Местонахождение: Музей истории искусств, Австрия, Вена
Произведение: Битва масленицы и поста
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное возрождение
Дата создания: 1559 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

В основе сюжета картины лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает данный праздник на площади одного из фламандских городков, где собрались представители разных социальных слоев: монахи, торговки, нищие, ряженые. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. В руках у Карнавала находится его «орудие» — вертел, на который нанизана копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо.(2 Цар.6:19). Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты, разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.

Справа от Карнавала находится фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала две монахини. На голове у Поста находится пчелиный улей — знак умеренности и верности Церкви. (2 Езд.8:49).

Если с левой стороны, где царствует Карнавал, опиваются хмельным зельем, объедаются жирной пищей, самозабвенно танцуют, увлекаются азартными играми, предаются любовным радостям (целующаяся пара в окне гостиницы), разыгрывают озорные балаганные пьесы (1 Кор.7:5), то со стороны Поста в правой части картины царит совсем иное – «великопостное» настроение. Все пронизано благочестивым духом воздержания и покаяния. Здесь соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, охотно подают милостыню нищим слепцам и убогим. Верующие в одеждах темных тонов чинно направляются на церковную службу. Из храма выходят монахи и прихожане, некоторые из них несут освященные ветви. На стороне Карнавала основные здания – постоялые дворы с трактирами, а на стороне Поста доминирует церковь. (Мф.6:16; Мф.9:14; Мф.9:15; Мк.2:18; Мк.2:19; Мк.2:20; Лк.5:33; Лк.5:34; Лк.5:35).

Архаична изображенная церемония разведения общих костров с целью очищения людей и животных и изгнания нечистой силы. Для них сносили из домов сломанную за год утварь. Большой костер, пылающий перед домами на заднем плане картины Брейгеля, знаменует «сожжение Зимы».

Многочисленные группы участников празднества, объединенные общими действиями и как бы живущие в своем замкнутом мире, равномерно рассыпаны по плоскости картины. В многолюдной толпе порой исчезает различие между человеческим лицом и гротескной маской: бурлящая безликая масса поглощает отдельную личность.

История создания.

За внимание к обыденной жизни Брейгеля звали «мужицким», а за тонкий юмор, соседствующий с площадным грубым смехом «Питером-шутником» и «Питером-забавником». Но прежде всего он был Питером созерцателем, сумевшим как бы с высоты запечатлеть мельчайшие детали человеческой жизни. Картина Брейгеля – это опыт настоящего этнографического исследования.

Заказчик полотна «Битва Масленицы и Поста» остается не известным. Самому Брейгелю на момент создания картины было около 30 лет, и он являлся членом гильдии святого Луки. То есть работает самостоятельно.

В конце 1550-х годов у мастера заметен интерес к народной тематике. Идеи и методы ренессансного искусства соединились в творчестве художника с национальными традициями. При создании многих своих картин мастер использовал старинные притчи и сказания, пословицы и поговорки. Стихия народной жизни пронизывает полотно «Битва Масленицы и Поста». В этом произведении Брейгель впервые направил свое внимание не на изображение природы, а на человеческую толпу, динамичную и живую.

В последний день карнавала в нидерландских городах и селах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Наступал торжественный момент, и все высыпали на улицу. Несмотря на запреты церкви и властей, этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем.

Некоторые исследователи полагают, что Брейгель уподоблял человеческое общество муравейнику, в котором каждая особь, считающая свои дела важными и значительными, на самом деле мала и ничтожна. Художник, обладавший поразительной бытовой зоркостью, воспринимал карнавал как трагикомедию земного существования с его безумными, не знающими меры крайностями, светлыми и теневыми сторонами, но с ударением на трагические и горькие аспекты бытия: бедность, увечья, неизлечимые болезни. Церковь противостоит кабаку, укрощение плоти, молитвы и труды милосердия не вяжутся с грешными удовольствиями глупцов.

Отношение автора к вере.

Питер Брейгель был просвещенным человеком своего времени. Высокая образованность мастера сочеталась с независимостью ума, щедрым юмором, прекрасным знанием людей и жизненных обстоятельств. Дружеские узы связывали художника со многими нидерландскими учеными-гуманистами. Высокий интеллект и неоспоримый талант живописца сочетались с глубокой верой в Бога и пониманию тщетности всего мирского и суетного.

Мастер остро ощущал греховность окружающей жизни. Он скорбно писал: «Все, что мы имеем, дано нам по нашим грехам. Все, чем мы гордимся, все, к чему стремимся, - пустое. Каждый из нас желает поучать других, но никто не хочет обратить взгляд на себя. Каждый стремится править другими, но никто не хочет быть покорным деснице Божьей».

Биография.

Точная дата и место рождения Питера Брейгеля не известно. Библиограф художника Карел ван Мандер называет приблизительную дату и местность рождения Питера – это 1525 год маленький город Бреды. Некоторые исследователи считают, что родился Питер в деревушке Брегел, находящейся недалеко от Бреда, так как именно от названия деревни и произошла его фамилия. О детстве художника ничего неизвестно, Карел ван Мандер предполагает, что родители Брейгеля были обыкновенными людьми – крестьянами.

В 1540-х Брегель поступает на обучение графике в мастерской у Кука ван Альста, известного в то время фламандского художника, служащего придворным живописцем у императора Карла Пятого. После смерти учителя в 1550 году, Брейгель вступает в гильдию живописцев Антверпена. В 1551 году он поступает на службу в мастерскую к Иерониму Коку, который продавал печатаные гравюры. Именно здесь Питер Брейгель увидел эстампы картин Иеронима Босха. Вдохновленный странными образами на картинах великого художника Брейгель пробует рисовать что-то подобное. С 1552 года Брейгель путешествует по Франции, Швейцарии и Италии. По просьбе Иеронима Кока Питер должен был сделать несколько рисунков пейзажей Италии для дальнейшего переведения их в гравюры. В Риме художник насыщается прекрасным – рассматривает древние строения, любуется морскими гаванями, изучает картины живописцев эпохи Ренессанса.

В Италии он пишет одну из ранних картин «Пейзаж с Христом и апостолами». В 1553 Брейгель жениться на Марии, дочери своего первого учителя Кука ван Альста. У Марии и Питера родилось трое детей, двое из которых впоследствии занялись, как и их отец, художественным мастерством. В 1554 художник посещает Швейцарию и Альпы. Горы, чистый воздух и бездонно-голубое небо затмили все впечатления от Италии. Здесь он пишет прекрасные и колоритные пейзажи.

В 1556 году, вернувшись в Антверпен, Брейгель передает Иерониму Коку свои рисунки. Издатель тут же изготавливает гравюры на продажу. Списки с брейгельской картины «Большие рыбы поедает малые» мошенник-Кок подписывает поддельной подписью самого Босха – все это делается, дабы угодить богатым заказчикам издателя. В 1557 году Брейгель пишет семь гравюр на тему «Смертные грехи». В 1561 году вместе с семьей художник переезжает в Брюссель.

Большая часть картин, написанная Брейгелем, посвящена образам природы, деревни и ее простых жителей. Так в 1567-1569 он пишет ряд картин на эту тематику. В своих работах Питер передает всю драматургию жизни крестьян, тщательно вырисовывая их внешность, одежду. Особое место в творчестве Брейгеля занимают картины религиозного жанра - художник создает массу произведений на библейские сюжеты. Сохраняя истинный смысл священного текста, художник нередко изображает евангельские события в пространстве родных Нидерландов, что создает уникальность в трактовке сюжетов. Питер Брейгель-старший умер в 1569 году 5 сентября в Брюсселе.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий