Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Бичевание Христа описывают все евангелисты. Пытки, издевательства, звериная жестокость воинов по отношению к Иисусу ужасает апостолов. После неудачных переговоров с фарисеями Пилат посылает Христа на бичевание плетьми. Он надеется, что истерзанный вид Иисуса смягчит сердца людей, и народ отпустит Христа. Несколько раз Пилат выводит Иисуса перед толпой, спрашивая решения. Но народ хочет пролития крови.
Александр Иванов разбивает сюжет поругания Спасителя на три части. Первый эскиз посвящен заплеванию Иисуса с завязанными глазами и требованием пророчеств, второй о бичевании Христа, третий — насмешка над Иисусом — царем и переодевание Спасителя в шутовскую одежду — багряницу и венец.
Рисунок «Бичевание Христа» имеет несколько вариантов, которые говорят о том, что художник искал наиболее удачную композицию, менял ракурсы, точку обзора. Художнику было важно истончить струну страстей Господних до максимальной остроты звучания.
На первоначальном рисунке бичевания Иванов выбирает вид сбоку на Иисуса. Христос полностью нагой, Он растянут между полом и потолком, на него падает солнечный свет из открытого окна и освещает изрезанную спину. Двое воинов, молодой и старый, одновременно замахиваются плетками и в следующую секунду опустят десятки ударов на Иисуса. У ног палачей сидят в кандалах двое других разбойников, одежда Иисуса свалена в углу, а в дверях пыточной камеры толпится народ.
Во втором эскизе художник разворачивает композицию на девяносто градусов. Обнаженный Иисус спиной к зрителю изображен ровно по центру. Его голова упала на грудь, волосы грудой бессильно свисают вниз. Те же самые воины — молодой и старый — по левую и правую сторону от Христа. Они бьют по очереди, и этот ритм ударов читается в их позах — один замахнулся, другой опустил руку. Чуть поодаль сидят в кандалах двое разбойников, а с другой стороны стража делит одежды Иисуса, метая жребий. Но все дополнительные герои уходят не только буквально, но и символически на второй план. Перед нами «Се Человек» в самом беспомощном, стыдном, бессильном виде, голый, поруганный, осмеянный.
История создания.
В последнее десятилетие своей жизни, в 1849–1858 годы, Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».
Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Он хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» – прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим ненаписанным фрескам стало несколько сотен акварелей. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Задуманный цикл был призван «увенчать все усилия ученых и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которую предлагала новейшая литературная ученость. Для Александра Иванова стала открытием книга «Жизнь Иисуса» пера Д. Штрауса. Художник увлекся библейской археологией и источниковедением, зарисовывая христианские памятники Италии.
Иванов ищет через свои эскизы форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство, в котором он видит фундамент возникновения христианства. По тонкому замечанию одного из исследователей, которое приводит М. В. Алпатов в своем труде, не называя авторства, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в свое время на эллинизм при сложении византийского искусства».
Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были признаны такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов, вершиной его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».
Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении 8-ми лет, т. е. с 1849 до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины. Что это так, тому довольно доказательств: первым и главным, конечно, служит самый рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся легким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на котором настаивал русский академизм. Теперь у Александра Иванова был свой собственный стиль. Он обрел свободу от академической рутины, что отразилось в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестал быть калькой с итальянских местностей – римских, тосканских, он приблизился к европейскому пейзажу, который мастер изучал по снимкам иностранных путешественников, чаще всего, англичан. Все библейские изображения носят на себе отпечаток не только Востока вообще, но и Палестины в особенности, и живо переносят в местность, действительно характерную для Ветхого Завета и Евангелия.
Александр Иванов жил библейскими рисунками, поэтому каждое отдельное значение, ведшее его к достижению жизненной цели, было ему безмерно важно, дорого и интересно.
Эскизы Иванова воспроизводят самую готовность древнего мира к неожиданным метаморфозам и предрасположенность живущих в этом мире людей к переживанию чуда.
Отношение автора к вере.
Большинство произведений Александра Иванова написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, таких как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» очень точно описал Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно». По словам И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова». Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.
Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народ и распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил. В «Эскизах» Иванов нарисовал с великим талантом и совершенством немало сцен из жизни Христа и учеников, но все, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий, сами же герои выполнены ровно, спокойно, без всплесков экспрессии и чувства. Какую противоположность этому представляют иллюстрации Иванова к Ветхому Завету, живые, эмоциональные, с историческими реалиями, вдохновленными тщательным изучением библейской археологии.
Биография.
Александр Иванов (1806–1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, в одиннадцать лет мальчик поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Он учился там при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.
За успехи в рисовании Александр получил две серебряные медали, был награждён малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования мастерства, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.
В Италии первые работы Иванова заключались в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но, прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы, написав менее масштабное произведение. Так в 1834—1835 годах появилась картина «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Эта работа имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836–1857 гг.), и только в 1858 году художник решился представить полотно в Санкт-Петербурге. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с легкой простудой было достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 года и, при большом стечении народа, был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Впоследствии останки художника перезахоронили, и ныне его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.