«Ода ко Дню святой Цецилии» - Гендель Георг Фридрих

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Ода ко Дню святой Цецилии»
«Ода ко Дню святой Цецилии»
Автор: Гендель Георг Фридрих
Произведение: «As from the power of sacred lays» (Как от силы священной) - ария
Жанр: Ария
Год создания: 1739 г.
Стиль:Духовное произведение
Эпизод в Библии:



Описание произведения.

«As from the power of sacred lays» (Как от силы священной) – ария сопрано с хором из кантаты Г.Ф.Генделя «Ода ко Дню святой Цецилии». В этой кантате прославляется покровительница музыкантов и музыки раннехристианская святая мученица Цецилия (Кикилия) Римская. Ее память в православной церкви совершается 5 декабря(22 ноября в западной церкви). Святая дала обет девства, но родители принуждением заставили ее выйти замуж за знатного язычника Валериана. На свадьбе святая пела духовные песни, играя на музыкальном инструменте, когда вокруг язычники пели и играли свою музыку, поэтому она и считается покровительницей церковной музыки. Впоследствии ее муж, а также его брат стали христианскими мучениками. У святителя Димитрия Ростовского есть житие этих святых.

В своей кантате Г.Ф.Гендель прославляет святую Цецилию, как стоящую выше Орфея, потому что она ведет к Небу своей музыкой, и далее напоминает, что перед судом Божиим прозвучит голос трубы.

История создания.

«Ода ко Дню святой Цецилии» написана Г.Ф. Генделем на поэму Джона Драйдена специально ко дню памяти святой мученицы. Премьерное исполнение кантаты состоялось 22 ноября 1739 года в Лондоне, и была принята с восторгом. Кантата была написана для двух солистов – тенора и сопрано, хора и оркестра. На сегодняшний день это единственное произведение такой формы, посвященное святой Цецилии – покровительнице церковной музыки и музыкантов.

Отношение автора к вере.

Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион, Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милосердна и склонна к самопожертвованию ради ближних и такое же христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель, в возрасте около восьми лет, сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце, сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему всё – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет, в течение трех последующих, Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя!

С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком, он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.

Биография.

Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.

В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.

В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.

Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты…

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.


Текст.

As from the power of sacred lays

The spheres began to move,

And sung the great Creator's praise

To all the blest above;

So when the last and dreadful hour

This crumbling pageant shall devour,

The trumpet shall be heard on high,

CHORUS: The dead shall live, the living die,

And music shall untune the sky

Как от силы священной

Сферы начали двигаться,

И воспели хвалу Великому Творцу

Всем благословенным свыше;

Так, когда же последний и страшный час

Это рушащееся зрелище поглотит,

Труба будет услышана на высоте,

Припев: мертвые будут жить, живые умрут,

И музыка раскроет небо.


Оставить комментарий