Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Статуя Архангела Михаила, взвешивающего души, перед отправкой их в Рай или Ад, находится в верхнем ярусе тимпана портала «Страшный Суд» Собора Парижской Богоматери. Скульптурное оформление портала, авторство которого точно не установлено, было создано в 20-х – 30-х годах XIII века и представляет картины Страшного Суда по Евангелию от Матфея.
Тимпан портала находится над массивными дверьми Центрального входа Нотр-Дам. На его нижней перемычке изображены мертвецы, встающие из могил. По обеим сторонам – ангелы с трубами. В числе разбуженных ангельскими трубами мертвецов присутствуют представители всех сословий и рас. Это говорит о том, что Страшный Суд будет для всего человечества. Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мёртвых наблюдают ангелы, их жесты выражают удивление и даже изумление.
Уровнем выше изображены Архангел Михаил, взвешивающий души человеческие для отправки их в Рай, и дьявол с дьяволёнком, мешающие ему и пытающиеся перетянуть чашу весов на свою сторону. Средневековый скульптор очень выразительно высек отвратительные рожи чертей, радующихся каждому новому грешнику. Им подчёркнут контраст между благообразным, стоящим прямо Архангелом, проникнутым важностью своей миссии, и фигурами кривляющейся нечисти. Лицо Михаила простое и светлое, взгляд устремлён вдаль, за спиной могучие крылья. Правая рука опущена вдоль тела в длинном складчатом одеянии, в левой – весы. На чаше весов правосудия стоит маленькая фигурка, молитвенно сложившая ручки – Душа человеческая.
Справа от Архангела – праведники в благодарственной молитве, с чистыми, обращёнными к небу взорами. Слева – уродливые рогатые черти уводят своих пленников, связанных цепью, в преисподнюю. На лицах грешников – отчаяние и ужас.
На самом верху тимпана восседает Христос Судия. Два ангела по бокам от Христа держат орудия Страстей. По правую руку от Иисуса находится, молящаяся за род человеческий, Дева Мария, по Его левую руку – любимый ученик, Евангелист Иоанн. Архивольты (стрельчатые арки вокруг тимпана) портала символизируют Рай, на них изображены Святые и Праведники.
Верхняя перемычка тимпана с Архангелом Михаилом и нижняя, с встающими мертвецами, были воссозданы при реставрации собора, в XIX веке.
История создания.
Монументальный Западный фасад Нотр-Дам, в нижнем своём ярусе оформлен тремя порталами: Святой Анны (конец XII века), Страшного Суда (1220 – 1230) и Богоматери (начало XIII века). Над порталами находится «Галерея Королей», где расположены статуи двадцати восьми древнеиудейских царей. Архитектурная композиция фасада вертикально разделёна на три части пилястрами, а горизонтально – на три яруса галереями. Строительство Западного фасада было завершено в 1240 – 1250 годах.
Над возведением Собора Парижской Богоматери трудились многие архитекторы, но его главными зодчими считаются Жан де Шель и и Пьер де Монтрей, руководившие работами с 1250-го по 1265-й и 1267-й годы соответственно. Здание собора было, в целом, построено к 1345 году, после этого оно сохранилось, без существенных достроек и переделок, до начала XVIII века, когда, собственно, и произошло его посвящение Богоматери.
Реставрация Нотр-Дам, под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка, началась в 1841 году. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились более двух десятилетий. Изображения на архивольтах портала Страшного Суда и верхний сегмент тимпана с Иисусом Судиёй относятся к XIII веку. Остальное скульптурное оформление портала было воссоздано в XIX веке. Искусствоведами признается высокое качество реставрационных работ, скульптурные элементы XIII века почти невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к памятнику средневекового зодчества.
Автор текста: Марина Румянцева.