Адам и Ева - Рубенс Питер Пауль

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Адам и Ева
Адам и Ева
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Дом-музей Рубенса, Антверпен
Произведение: Адам и Ева
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, фламандская живопись XVI в.
Дата создания: 1597 г.

Описание произведения

Иконография Адама и Евы в западной традиции включает в себя несколько сюжетов. Один из них иллюстрирует 3 гл. Книги Бытия, в которой говорится о грехопадении: «И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Быт.3:6-7). Согласно эпизоду, Рубенс изобразил Адама и Еву в эдемском саду, стоящими под тем самым Древом познания Добра и Зла. Грациозно обвивая одной рукой корявый ствол дерева, в другой руке Ева держит маленькое яблоко, очевидно, предлагая его Адаму, а тот, непринужденно облокотившись на большой валун и подняв указательный палец, напоминает ей о запрете Бога.

Начиная с раннехристианского периода, изображение прародителей человечества давало редкую возможность воплощения обнаженной натуры в искусстве. Мы видим, что тела их прекрасны: классически совершенные пропорции сочетаются с чистотой линий и изяществом поз. Выстраивая безупречную композицию с «живой симметрией» на фоне идеализированного пейзажа, художник, без сомнения, обращается к традиции итальянского Высокого Возрождения. Фигуры и руки героев расположены с лёгким наклоном, в спокойном, размеренном ритме, и это придаёт неторопливость всему повествованию. Ясная цезура между персонажами акцентирует упреждающий жест Адама- то есть полнота единения между ними еще пока не достигнута. Но то, как упрямо Ева опустила глаза, настаивая на своем, говорит о том, что Адам поддастся и отведает запретный плод.

Темным силуэтом на стволе дерева расположился змей искуситель. Рубенс слегка опережает библейские события, потому что прародители уже изображены «опоясаннными» - нагота их тела прикрыта веточками с ажурными листьями то ли смоковницы, как говорится в тексте, то ли винограда. У ног Евы сидит маленький бурый кролик – языческий символ плодородия. Начиная со средних веков, он был частым символом в иконографии этого сюжета.

История создания

Рубенс написал «Адама и Еву» до своего отъезда в Италию, и здесь ещё ничто не предвещает его будущее увлечениебарокко. Это вполне добротная маньеристическая живопись с заглаженной эмалевидной поверхностью, какой она и была во Фландрии в к. XVI в. «Отто Вениус – один из учителей Рубенса – приверженец холодного реализма, учил писать обнаженную натуру в бледно-розовой гамме, соблюдая принцип четкого оконтуривания рук и ног». Именно в такой технике и сделаны «Адам и Ева». Эта картина не является полностью оригинальным произведением. Начинающий художник обратился к гравюре М. Раймонди, выполненной по несохранившемуся полотну Рафаэля. Великий барочный мастер ещё не раз будет делать подобные копии с полотен Тициана или Караваджо, например, в которые он каждый раз будет стремиться внести своё индивидуальное видение, изменяя композицию или расположение фигур, добавляя детали, трансформируя колорит, светотень или технику наложения мазка. Наиболее замечательным в деятельности Рубенса-копииста было именноего отношение к великим мастерам. Он никогда не допускал прямого цитирования. При всём к ним почтении он не просто копировал, но изменял, внося максимум вдохновения и опираясь на собственные творческие принципы.

Отношение автора к вере

Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан вхристианской вере. Вера и тонкое понимание человеческой природы сделали из нидерландского художника, по словам Э. Делакруа, настоящего «Гомера живописи».В течение всей своей жизни Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежит никаким сомнениям. По их заказам он создал множествокартин на библейские сюжеты.

Одной из важных миссий художника, которой он отдавал немало сил и времени, была дипломатия. Так, Рубенс участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Он искренне хотел, чтобы прекратилась война, раздиравшая его родину. Где быне оказывался Рубенс,он создавал картины, отражающие христианскую суть человека – доброту и любовь к ближним и Богу. Жизнь самого живописца всегда была наполнена радостью и душевным равновесием, столь необходимыми для изнуряющего творческого труда.

Биография

Рубенс родился в многодетной семье и провел детство в городке Зиген, в Вестфалии. В 1587 г. после смерти отца семья вернулась в Антверпен, где мальчик поступил в латинскую школу. С 1591 г. одарённый и разносторонне образованный Петер Пауль начал изучать живопись. Его довольно посредственные учителя не оказали на будущего художника особого влияния, но уже в 1598 г. он был принят в гильдию св. Луки, а в 1600 г., благодаря поддержке своей матери, Рубенс отправился в Италию, где продолжил свое образование, изучая античные образцы и творения величайших мастеров Возрождения. В Мантуе он поступает на службу к герцогу Винченцо I Гонзаге, для которого пишет портреты и копирует знаменитые картины. Тогда же начинается и его блестящая дипломатическая карьера.

Под влиянием живописи академистов развивается его феерическое мастерство композиции, а работы Караваджо увлекают своей трактовкой светотени. В 1609 г., сложившись как художник, Рубенс возвращается во Фландрию, где становится придворным живописцем эрцгерцога Альберта, и вскоре женится на дочери богатого нотариуса – Изабелле Брандт. Уже первые произведения, выполненные в Антверпене, принесли ему большой успех и признание.

Количество заказов настолько огромно, что, начиная с 1615 г., Рубенсом были организованы художественные ателье, где он создавал картины, совместно со своими помощниками-учениками. Некоторые из них (А. ван Дейк, Я. Йорданс) впоследствии сами стали знаменитыми художниками. Картины тщательно дорабатывались мастером, так что «благодаря последнему красочному слою к ним следует относиться, как к творениям его кисти». Почти всю жизнь художник продолжал выполнять различные дипломатические поручения наряду с художественными заказами, которые он принимал от монархов Испании, Франции и Англии.

С 1630 г., преодолевая тоску по умершей Изабелле, мастер женился на красавице Елене Фоурмен, порвал с дипломатией и переехал в загородный замок.Теперь он пишет больше картин для себя, воплощая темы интимного бытия и пейзажа. Рубенс создал многочисленные монументальные полотна, проявляя себя виртуозным мастером барокко, обновив национальную школу живописи и создав уникальный идеал фламандской красоты, прославляющий пышность тела и торжество жизненной силы. Художник ушел из жизни 30 мая 1640 г.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий