Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Жертвоприношение Авраама» – работа художника Золотого века голландской живописи Питера Ластмана, посвящённая одному из непростых моментов в жизни Авраама. Чтобы испытать его веру, Господь повелел ему принести в жертву своего родного сына Исаака. Авраам, будучи послушным Богу, делает всё, как сказал ему Всевышний.
На картине живописец изобразил каменный жертвенник, на котором полулежит юный Исаак. Его тело практически ничем не закрыто, руки связаны за спиной, а позади медленно разгорается огонь из принесённых им дров.
Авраам одной рукой придерживает сына, а другой заносит над ним меч. Ещё мгновение – и кровь ребёнка прольётся на холодный камень. Но в этот миг с небес спускается ангел, посланный Богом. Он останавливает жертвоприношение и сохраняет жизнь Исааку.
Сцена выполнена очень динамично: позы персонажей запечатлены в движении, сюжет развивается стремительно. Чёрные низкие тучи, окутавшие небо, тёмные краски в пейзажной части картины нагнетают атмосферу и держат зрителя в напряжении.
История создания
Очень небольшое по размеру произведение Питера Ластмана (42×36 см) было написано художником в 1616 году в Амстердаме.
История об испытании веры Авраама через принесение в жертву его сына нередко становилась сюжетом полотен разных мастеров. Ластман, которого привлекали психологически тонкие и непростые моменты в Священном Писании, создал собственную версию сцены. Живописец затрагивает в работе тему сложного выбора, перед которым стоит обычный человек, и демонстрирует, насколько глубокой и искренней может быть вера в Бога.
Авраам является примером подлинного доверия Творцу, упования на Его святую волю и беспрекословного Ему послушания. Питер Ластман, благодаря своей реалистичной манере изображения, позволяет зрителю прочувствовать то, что происходило в сердце Авраама.
Это великолепная картина, выполненная маслом по дереву, находится сейчас в художественной коллекции Лувра в Париже, куда она поступила в 1895 году.
Отношение автора к вере
Питер Ластман появился на свет в традиционной католической семье, и даже после утверждения протестантизма на территории Голландии родители будущего известного художника продолжали хранить верность католической вере. Есть информация, что его отец даже занимал должность церковного старосты. Поэтому неудивительно, что именно библейская живопись стала основным направлением творческой деятельности мастера.
Его многочисленные произведения иллюстрируют новозаветные и ветхозаветные сюжеты, причём последними он увлёкся во время своего пребывания в Италии. Христианские сцены словно оживали на его полотнах. Эмоциональные, динамичные, они прекрасно раскрывали характеры персонажей. Очевидно, что не только выдающиеся способности художника и отличное знание Священного Писания сыграли свою роль в создании подобных произведений, но и его собственное отношение к религии.
Биография
Питер Ластман, нидерландский живописец, родился около 1583 года в Амстердаме. Учился он у художника Геррита Питерса, а после окончания обучения отправился в Италию, где некоторое время проживал в Риме и Венеции. Именно там Ластман познакомился с творчеством Караваджо. В Риме он входил в круг художников, объединившихся вокруг Адама Эльсхаймера.
В 1607 г. Ластман вернулся в Амстердам. Самые ранние из его известных работ, два рисунка, датированы 1603 годом; возможно, они были исполнены в Италии, но еще в маньеристическом стиле.
По возвращении в Голландию Питер Ластман становится одним из самых характерных амстердамских художников; в его мастерской в 1619 – 1621 годах учился Ян Ливенс, а в 1624–1625 годах Рембрандт, пробыв у него всего шесть месяцев, на всю жизнь сохранит свое восхищение перед искусством учителя.
Заслугой Ластмана было то, что после Эльсхаймера и маньеристов Утрехта и Харлема он создал действительно новую живопись на исторические и библейские сюжеты, повествовательную, реалистичную и подчеркнуто психологичную. Питер Ластман является частью группы художников, называемых до-Рембранесками, то есть художниками до Рембрандта.
После 1620 года искусство Ластмана приходит в упадок, словно он стремится смягчить свою первоначальную резкость. Согласно некоторым архивным документам, художник остаток жизни провел в родном Амстердаме, где и умер 4 апреля 1633 года.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.