Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года» является своеобразным дневником, описанием дорогих сердцу композитора эпизодов. Любовью к жизни и восхищением природой наполнена музыка этого цикла. В этих пьесах запечатлены композитором бескрайние русские дали, деревенский быт, природные явления и сценки из домашнего обихода.
Цикл состоит из 12-ти пьес, каждой, из которой соответствует определенное время года. Пьесы начинаются небольшим поэтическим эпиграфом, настраивая слушателя на характер и содержание произведения. Музыка Чайковского очень яркая и запоминающаяся, настолько точно отражающая смысл, что подчас слова описания не нужны.
Цикл написан без притязания на эффектность и виртуозность, но тонкость и продуманность музыкального письма в сочетании с выразительностью мелодической линии ставит это сочинение в ряд самых исполняемых фортепианных циклов.
Высокое искусство Чайковского-миниатюриста заключается в том, что каждая пьеса представляет собой самостоятельную, законченную миниатюру с определенным запоминающимся характером и смыслом. Лирический и задушевный «Подснежник», меланхоличная «Песня жаворонка», веселая, раздольная «Масленица», яркая и шумная «Охота». Каждая пьеса наполнена любовью и особым отношением автора, каждая являет собой особый срез из жизни композитора и жизни России XIX века в целом.
История создания.
Цикл «Времена года» был создан благодаря знакомству Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом «Нувеллист». До того, как композитор начал работу над циклом, он сочинил для «Нувеллиста» несколько романсов. В 1875 году в журнале появилось объявление для постоянных читателей об издании в следующем году цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому времени года.
Крайне мало информации о процессе сочинения пьес. Известно, что на момент сочинения цикла, Чайковский находился в Москве. Журнал «Нувеллист» выходил ежемесячно и пьесы Чайковского открывали каждый номер.
Название цикла «Времена года» впервые появляется при первом издании цикла целиком в 1876 году. Цикл «Времена года» сразу стал очень популярен среди музыкантов-любителей, а позже и у профессионалов, став одним из самых известных фортепианных сочинений.
Отношение автора к вере.
Чайковский вырос в православной семье, небесным покровителем композитора был святой апостол Петр. Имя Петр было семейным и передавалось из поколения в поколение. Так звали дядю и дедушку композитора.
Первый след глубоких отношения Чайковского к вере и Богу можно найти в письме, написанном через две недели после кончины матери. Письмо было написано в стиле пародии на старославянский язык. Вскоре композитор перестал говорить на духовные темы, а если и говорил, то в ироническом тоне. Чайковский перестал говеть и молиться, редко ходил в храм.
От детской переживаний веры мало что остаётся и только в момент неудачной женитьбы композитор испытывает потребность в молитве. В письме Н.Ф. фон Мекк он излагает свои религиозные взгляды на тот период. Они противоречивы и неоднозначны, что характерно для человека ищущего, полного сомнений.
В 1878 году Чайковский пишет свое первое духовное сочинение – «Литургия святого Иоанна Златоуста». О том, как изменилась его вера, Чайковский пишет в своем письме Н.Ф. фон Мекк: «Я часто со слезами молюсь Ему (где Он, кто Он? – я не знаю, но знаю, что он есть) и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: Господи, да будет воля Твоя».
К последнему этапу своей жизни Чайковский приходит к твердой вере, часто посещает храмы и участвует в таинствах. Как известно, в это время композитор начинает свои произведения со слов «Господи, благослови», а заканчивает словами «Благодарю Тебя, Господи!».
Биография.
Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе в семье инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.
Будущий композитор получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее, и юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. Вскоре он оставил службу, а после окончания консерватории был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.
В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию «Зимние грёзы», в 1869 г. - увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».
В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, и вскоре оставил преподавание. Однако именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина.
Настоящей вершиной его творчества стала опера «Пиковая дама» также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта».
Чайковский обращался и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес. В их числе циклы «Времена года» и «Детский альбом».
Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни. Он был избран директором Российского музыкального общества, стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, а вскоре стал почётным доктором Кембриджского университета.
Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой. Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.
Автор текста: Мурзакова Елена.