«Вознесение» - Доре Поль Гюстав

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Вознесение»
«Вознесение»
Автор: Доре Поль Гюстав
Местонахождение: Иллюстрированная Библия
Произведение: «Вознесение»
Жанр: Художественное
Год создания: 1864-1866 гг.
Эпоха/течение: Религиозная гравюра
Эпизод в Библии:

Описание произведения

В основе изображения лежит повествование о Вознесении Иисуса Христа к Отцу Небесному, которое свершилось на 40-й день после Воскресения. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелиях от Луки и от Марка, а также в Деяниях святых апостолов. В Евангелии от Луки говорится следующее: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:50-53).Чтобы понять радость учеников, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо. В античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного. Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Другими словами, Вознесение было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это. Дело в том, что в Библии взятие человека на небо имело особый, а именно эсхатологический смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего.

После Своего Воскресения Иисус Христос на протяжении сорока дней являлся ученикам и беседовал с ними о тех вещах, которые они раньше не готовы были слышать. Во время этих бесед Спаситель подготавливал апостолов к предстоящей проповеди, укреплял их.  Сказав самое главное, Господь вместе с учениками идет на гору Елеон, находящуюся близ Иерусалима, и там происходит невиданное – Он поднимает руки в благословляющем жесте, постепенно отрывается от земли, устремляется вверх и исчезает в лучезарном облаке. От увиденного апостолы пришли в восторг и трепет. Тогда же явились им ангелы и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Полотно гравюры линией горизонта разделено на два участка - верхний и нижний. Христос помещается в верхней части картины в Божественном сиянии, от Его фигуры исходит неземной свет, а вокруг головы изображена божественная слава. В нижней части расположены фигуры апостолов. Вся композиция соответствует новозаветному рассказу: Иисус Христос, воздев руки, поднимается на небо в лучах славы. Фигуры апостолов выражают смятение, восхищение, трепет: кто-то простер к Иисусу руку, устремившись всем телом вперед, словно желая оторваться от земли и последовать за своим Учителем, кто-то опустился на землю, пораженный величием происходящего, кто-то замер, не смея оторвать взор от Христа. Образ каждого из апостолов продуман Доре и создан уникальным, но объединяет их общая атмосфера необычности и чуда того события, свидетелями которого они стали.

В Книге Откровения есть удивительное место, где тайнозритель Иоанн видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр.12:5). Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, ибо пребывание Иисуса Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его эсхатологического возвращения в качестве Судьи и Господа. Рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт первых христиан. Этот опыт состоял в переживании живого присутствия распятого, воскресшего и вознесшегося Иисуса. Это спасительное деяние Бога воспевали, о нем размышляли снова и снова, его провозглашали. Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними. Там, на небе, Он будет пребывать до Второго пришествия.


История создания

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил акцентировать внимание на ключевых, наиболее значимых событиях Священного Писания. Подход к иллюстрированию Ветхого и Нового Заветов был глубоко осмысленным и грамотным в религиозном отношении.  Так, создавая образы библейских  персонажей, художник старался не нарушать иконографических принципов, сложившихся в Европе. 

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassell, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 г. Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 г. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф с особым интересом относился к гравюрам Доре. Он заказывал подлинные доски из Парижа у собственника рисунков художника и впервые в России в 1874 году опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре.


Отношение автора к вере

По воспоминаниям современников, Поль Гюстав Доре был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из обыденности суть происходящего и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, причем его образ не только следовал за текстом, но приобретал самостоятельную ценность, обусловленную высоким художественным качеством изображения. Он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрируемого им произведения.  

Доре очень серьезно относился к работе над Библией, сохранились сотни эскизов к той или иной сцене, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. Все это свидетельствует о том, что сердце Доре было открыто Богу, а сам живописец беспрестанно находился в духовном и творческом поиске, желая приблизиться к Творцу и в полной мере реализовать заложенный в нем талант. В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание, – это был портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях. От этого образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Возможно, этот проникновенный портрет является еще одним безмолвным свидетельством тех прочных оснований, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре. 


Биография

Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье. Отец – путеец  департамента, строитель мостов Пьер-Луи Христофор Доре, мать - Александрина Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг.

В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой. 

В 1847 году Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Ш. Филипон принимает его в число сотрудников, и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке. 

В конце 1847 года был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было написано: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий…».

С 1848 по 1852 год, Доре, имевший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполняет сатирическими литографированными рисунками страничку в журнале Филипона и встречается здесь со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых служит для него на первых порах образцом. К маю 1862 года число его рисунков достигло сорока четырех тысяч.

  В 1863 же году Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, тогда же появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре смог достичь большой известности при жизни: стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но воистину бесценное наследие — его гравюры и иллюстрации. Более 4000 опубликованных книг использовали гравюры Гюстава Доре, более 10000 раз использовались его иллюстрации. Их использовал для своих декораций Голливуд.

В 1882 году Гюставу Доре было выплачено 30,000 франков, чтобы он проиллюстрировал «Ворона» Эдгара По. Эта работа стала для него последней.

Умер Поль Гюстав Доре 23 января 1883 г. в Париже от сердечного приступа.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.



Оставить комментарий