Воздвижение креста - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воздвижение креста
Воздвижение креста
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен
Произведение: Воздвижение креста
Жанр: Художественное
Год создания: 1633 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Эпизод в Библии:

Описание произведения


На картине известного голландского художника Рембрандта ван Рейна запечатлена скорбная сцена воздвижения креста Господня, последние минуты, проведённые Спасителем на грешной земле. Тёмная, мрачная композиция сосредоточена вокруг основной диагональной линии – распятого Иисуса на кресте, который устанавливают на Голгофе. Светом охвачено лишь Его тело, прибитые гвоздями руки и ноги, истекающие кровью.

Предавшие Христа на смерть люди невозмутимо продолжают приводить крест в вертикальное положение. Они настолько жестоки, что не обращают внимание на предсмертные муки Господа. Единственный человек, смотрящий на картине прямо на зрителя, – это Понтий Пилат. Он отличается от остальных богатой одеждой и немного растерянным взглядом. Кажется, противоречивые чувства внутри него не позволяют ему взглянуть на Иисуса. Он осознает невиновность распятого, но идёт на поводу у народа. Сложная и глубокая работа Рембрандта позволяет изнутри ощутить трагизм этого библейского эпизода.


История создания


Эта картина стала первой в цикле «Страсти Христа», который заказал Рембрандту принц Оранский, правитель Нидерландов. Всего в цикле было семь картин, над ними художник работал 13 лет. Все они по условиям договора имеют закругленный верх и высоту чуть менее метра.

За двадцать лет до Рембрандта свое грандиозное «Воздвижение Креста» создал Рубенс. Голландский живописец знал эту картину по гравюрам. Знал он и о том, что принц Оранский - поклонник Рубенса – ждет от него нечто похожее. Но молодой художник предпочел не копировать, а вступить в соревнование. Он не стал демонстрировать атлетические тела, полностью одел стражников, поднимающих крест. И здесь следует отметить, что один из стражников - солдат-кирасир XVII века, второй похож на портового грузчика, а третий, в мягком берете, – сам Рембрандт. Принц, когда ему сказали об этом, был удивлен: «Что за прихоть изображать себя среди палачей?» Советник на это только развел руками: «Такова его манера».

Впервые в этой картине художник применил ставший потом знаменитым эффект светотени. Рембрандт словно противоречил самой природе живописи. Будто холст, который он взял, был не белым, а черным. И его задачей было не нанести на его поверхность людские тела и предметы, а высветить их из мрака.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий