Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На полотне Мазаччо изображена Святая Троица - три лица единого по существу Бога. Согласно православному учению: «Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит, Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, а Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца». Все три Лица или Ипостаси Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.
«Троица» Мазаччо захватывает манерой противопоставления небесного и мирского. В центре мы видим сцену распятия. За спиной распятого Христа представлена парящая фигура Бога-Отца, который поддерживает своего Сына в этот страшный час. Между их головами, увенчанными нимбами, различима фигура белоснежного голубя - символа Святого Духа. Справа и слева от креста расположены фигуры Девы Марии и святого Иоанна- любимого ученика Господа. Интересно, что Дева Мария поворачивается к зрителям лицом и протягивает руку к своему страдающему на кресте сыну, как бы говоря: «Посмотрите, на какую жертву пошел Христос ради спасения человечества».
Помимо изображения «Троицы», на фреске также представлены ее заказчики - Доменико Ленци и его жена, которые предстают в качестве набожных наблюдателей у внешних границ произведения. Так как фреска предназначалась для его семейной часовни со склепом, в нижней части работы неслучайно изображено каменное надгробие.
Наиболее примечательным в этом произведении является использование одноточечной перспективы в его композиции. Фигура Христа расположена на фоне архитектурных конструкций таким образом, что создается впечатление заключения геометрической фигуры в сложную композиционную схему. Такое исполнение перспективы в «Троице» доселе не имело аналогов. Несмотря на одноточечную перспективу, лежащую в основе данного произведения, лицо Христа в самом центре остается вездесущим.
Фреска отличается не только удивительно правильным изображением перспективы, точной передачей множества архитектурных деталей, проработкой складок одеяний изображенных фигур. Поистине, с безвременной смертью талантливого художника мир точно потерял еще одного титана эпохи Возрождения.
История создания
Заказчиком фрески «Троица» был Доменико Ленци. Работа предназначалась для его семейной часовни со склепом в церкви Санта Мария Новелла.
Фреска создает иллюзию крупного архитектурного фрагмента, выполненного в совершенно нетрадиционном для готики стиле. Это уже настоящий Ренессанс с его тонким пониманием пропорций и роли перспективы в искусстве.
Отношение автора к вере
О личной жизни и духовных поисках Томмазо Мазаччо нет исчерпывающих сведений. Из редких источников можно узнать о том, что художник вел скромное существование вместо со своей пожилой матерью, и делил расходы по содержанию мастерской с другими живописцами. Очевидно, что Томмазо жил в ту эпоху, когда религия была основополагающей частью жизнью каждого человека. Сам живописец воспитывался в христианской вере и исповедовал божественные истины через свои произведения - библейские темы были главным направлением в творчестве художника.В биографии авторства Вазари мы находим следующие заметки о личности живописца: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других. И так как он никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде, и имел обыкновение требовать деньги у своих должников лишь в случае крайней нужды, то вместо Томмазо, каково было его имя, его все звали Мазаччо [то есть мазила], однако не за порочность, ибо от природы он был добрым, а за ту самую его рассеянность, которая не мешала ему с такой готовностью оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых и мечтать не приходилось».
Тяга к простоте, кротость, смирение, отсутствие сребролюбия - все эти качества в полной мере принадлежали Мазаччо. Это дает право утверждать, что художник был в чем-то прост как дитя, а потому может называться истинным чадом Христовым.
Биография
Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди), флорентийский живописец раннего Возрождения, родился 21 декабря 1401 года в местечке Сан Джованни ди Вальдарно недалеко от Флоренции.
Его отец, молодой нотариус Джованни ди Моне Кассаи, умер в 1406 году, и вдова мона Джакопо вскоре вторично вышла замуж за пожилого состоятельного аптекаря. Томмазо и его младший брат Джованни, ставший впоследствии также художником, жили с семьей в собственном доме, окруженном небольшим участком земли.
Короткая жизнь Мазаччо – в его творчестве, так как биографических сведений о нем почти не сохранилось. Это был человек, одержимый искусством, безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный, и за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо (ит. – мазила), но он был уважаем товарищами. Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства.
Предполагаемый учитель Мазаччо – флорентиец Мазолино. Огромное воздействие на юного художника оказало искусство Джотто, а также творческий контакт со скульптором Донателло и архитектором Брунеллески, который был одним из значительнейших деятелей флорентийского кватроченто (XV века). Видимо, Брунеллески помог Мазаччо в разработке сложной проблемы перспективы.
В то время, как Мазаччо начал свою деятельность, во Флоренции больших успехов достигла скульптура.
В живописи же, несмотря на реформу Джотто, все еще сильны были традиции старого. Мазаччо вместе с Брунеллески и Донателло возглавил реалистическое направление во флорентийском искусстве Возрождения.
В 1422 году Мазаччо вступает в цех медиков и аптекарей, куда принимали и художников, а в 1424 году – в товарищество живописцев св. Луки.
В 1428 году Мазаччо отправился в Рим, откуда вскоре пришло известие о его смерти. Ему едва минуло двадцать семь лет. Внезапная смерть гениального художника в столь молодом возрасте вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти.
Автор текста: Миненко Евгения.