«Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа» - Карраччи Аннибале

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа»
«Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа»
Автор: Карраччи Аннибале
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: «Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа»
Жанр: Художественное
Год создания: около 1600 г.
Эпоха/течение: Позднее Возрождение, религиозная живопись

Описание произведения

Сюжет картины "Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа" заимствован Аннибале Карраччи из Нового Завета. Все четыре евангелиста повествуют о том, как женщины, любившие Господа, пришли в первый день после погребения к усыпальнице. Они несли с собой драгоценные масла, желая умаслить тело распятого Иисуса. Однако вместо Христа у гроба они увидели ангела, который сообщил им радостную весть о воскресении Сына Божьего. 

Художник изобразил сцену с тремя жёнами (их количество разнится у авторов Евангелий), ими, как считается, были Мария Магдалина, Мария Клеопова и Мария Зеведеева. По этой причине картина носит ещё одно название - "Три Марии". Действие происходит ранним утром, на горизонте заметна яркая полоска восходящего солнца, всё небо ещё по-ночному тёмное, слегка затянуто облаками. Видно, как женщины торопились ко гробу, что пришли туда в столь ранний час. Одна из них держит в руках сосуд с благовонными маслами, предназначенными для помазания тела Христа. 

У входа в гробницу сидит златокудрый ангел в белом облачении. Он указывает перстом вглубь усыпальницы, возвещая чудесную новость: Господь победил смерть, Он воскрес! Все три Марии с изумлением взирают на посланника с небес. Одна из них в трепетном страхе отстраняется назад, вскинув руки. Две другие с благоговением смотрят туда, где ещё недавно покоилось тело Иисуса. Они пока не осознали до конца великую тайну Воскресения, но уже в тот момент сердца их наполнились радостью и благодарением Богу за Его любовь и величие.

История создания

            Произведение кисти А. Карраччи, иллюстрирующее встречу жён-мироносиц с ангелом Господним, было создано художником примерно в 1600 году. Он писал его по заказу, полученному от антиквара Лелио Паскуалини, проживавшего в Болонье, который также был бывшим каноником церкви Санта Мария Маджоре. Эта работа Карраччи по праву считается одной из лучших. 

          Картина относится к позднему периоду деятельности мастера и отличается простотой и легкостью восприятия изображения. Женщины облачены в античные одеяния, что являлось характерным приёмом в живописи той эпохи, в которой жил и творил художник. Сюжет полотна раскрывает повествование из Евангелия от Марка и является очень лаконичной и вместе с тем яркой трактовкой, представленной художником. Работа выполнена маслом на холсте, размер которого составил 121 x 145,5 см. Сейчас она хранится в Государственном Эрмитаже, куда поступила в 1836 году, будучи приобретенной из собрания У. Кузвельта в Лондоне.

Отношение автора к вере

         Принято считать, что Аннибале Карраччи был человеком нерелигиозным, несмотря на то, что родился в традиционной католической семье. Однако его творческое наследие свидетельствует о том, что большое место в искусстве отводилось именно религиозной живописи. При этом зачастую в изображении тех или иных сцен Писания художник отдавал предпочтение собственному видению сюжета. Он помещал персонажей в приятные глазу ландшафты, что вызывало недовольство у представителей церкви. Так, например, Караччи даже пришлось отказаться от дальнейшей работы над росписью Санта-Мария-дель-Пополо, поскольку духовенство признало его образы недостаточно каноничными. Тем не менее, многие произведения Караччи на основе Писания демонстрируют не только превосходную технику исполнения, но и глубокое духовное осмысление сцен, как, например, в картине "Пьета Фарнезе" (1600 год). Это свидетельствует о неравнодушном отношении художника к библейским историям.                                                        

Биография

Аннибале Карраччи, блестящий итальянский художник и гравёр, родился 3 ноября 1560 года в Болонье. Его отец, портной, видел мальчика своим преемником и желал, чтобы тот пошёл по его стопам. Однако Аннибале с раннего детства был увлечен живописью, восхищаясь работами великих мастеров - Рафаэля, Микеланджело, Корреджо. Первые уроки изобразительного искусства он брал у своего двоюродного брата Лодовико Карраччи, а также у известного болонского живописца Бартоломе Пассаротти. Дальнейшее обучение он продолжил, путешествуя по разным городам Италии и изучая технику местных авторов.

Вернувшись на родину, в 1582 году вместе с братьями Аннибале Карраччи основал собственную школу, которая получила название "Академия дельи инкамминати" ("Академия вступивших на истинный путь"). Художник сам занимался преподавательской деятельностью, обучая студентов живописи. Параллельно он вел активную работу над полотнами, создавая картины на мифологические сюжеты, а также портреты и пейзажи. Наиболее выдающаяся работа болонского периода - "Мёртвый Христос", написанная в 1582 году. Уже в ней заметны незаурядные способности и талант Карраччи. 

В 1595 году братья были приглашены в Рим для росписи Галереи Палаццо Фарнезе. Почти восемь лет Аннибале трудился над многочисленными фресками, украсившими парадные интерьеры дворца. Помимо живописи Карраччи проявил себя и как прекрасный гравёр, выполняя работы на библейские и античные темы. Немало произведений было создано им по просьбе частных заказчиков. Вместе с Караваджо он расписывал собор Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, а также создавал картины для Часовни Альдобрандини. 

Последние годы жизни талантливого живописца были омрачены болезнями и депрессией. Он стремился уехать из Рима и в 1609 году отправился в Неаполь. Однако по дороге внезапно скончался, не дожив до своего 50-ти летия. Похоронили его по собственной просьбе в Пантеоне рядом с Рафаэлем.

Автор текста: Татьяна Абрамова.





Оставить комментарий