Святой Матфей - Мочи Франческо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святой Матфей
Святой Матфей
Автор: Мочи Франческо
Местонахождение: Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим, Италия
Произведение: Святой Матфей
Жанр: Статуя
Год создания: Первая половина XVII века
Эпоха: Раннее барокко

Описание произведения

Мраморную статую Святого Евангелиста Матфея итальянский скульптор Франческо Мочи создал в первой половине XVII века для украшения римской базилики Санта-Мария-Маджоре. 

Святой Матфей, автор первого Евангелия, вошедшего в Библию, был одним из двенадцати Апостолов ближнего круга Христа. До встречи с Иисусом он был презренным мытарем, собирающим подати в уличной пыли, но услышав призыв Учителя «Иди за Мной», последовал за Ним.  

Статуя, размещённая в нише капеллы Паолина, изображает Святого Матфея в полный рост, с головой повёрнутой влево. Величественную фигуру Апостола поверх гиматия окутывает паломническая накидка с множеством мягких объёмных складок. Лицо Матфея сурово и вдохновенно, уста открыты – он проповедует. У ног Евангелиста находится небольшая фигура Ангела – его символического тетраморфа. Скульптура повреждена – у Святого отсутствуют кисти рук и, очевидно, предметы, которые в них находились.

Произведения Франческо Мочи ювелирно исполнены и эмоционально насыщены. Скульптор создаёт в своих работах эффект движения, мастерски передаёт посредством пластики характер и внутреннее состояние своих героев. Используя игру света на поверхности скульптуры, Мочи оживляет мрамор, наполняя его и земным, и Божественным смыслом. 

История создания

Мраморную статую Святого Матфея Франческо Мочи создал в первой половине XVII столетия для римской базилики Девы Марии Снежной (Санта-Мария-Маджоре). Она украшает фасад капеллы Паолина (капеллы Боргезе). Сама часовня была построена для размещения знаменитой иконы Богоматери «Спасение римского народа» (XII век), написанной по византийскому оригиналу VIII века, по существующему преданию – одному из списков иконы Евангелиста Луки. В капелле похоронены римские Папы Климент VIII и Павел V.

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Франческо Мочи недостаточно полны, известно лишь, что исповедовал католицизм. Однако именно по произведениям мастера всегда можно судить о его истинном отношении к вере и религии. За свою достаточно длинную творческую жизнь Мочи выполнил целый ряд работ на Библейскую тематику. Скульптурные композиции и образы, созданные мастером, ювелирно исполнены и полны сдержанной экспрессии, характерной для эпохи Барокко. В них художник гениально передаёт и человеческую эмоциональность, и Божественную одухотворённость своих героев.

Безусловно, вершиной религиозного творчества мастера явился образ Святой Вероники – великолепной монументальной (около 5 метров в высоту) статуи в римской базилике Святого Петра, созданию которой он посвятил более чем десятилетие своей жизни.

Биография

Франческо Мочи, итальянский скульптор эпохи раннего барокко, родился 29 июля 1580 года в тосканском Монтеварки, близ Ареццо. Начальное обучение мастерству он прошёл у флорентийца Санти ди Тито. В 1599 году Франческо переехал в Рим и продолжил обучение в мастерской скульптора Камилло Мариани. 

Первой крупной работой Мочи была сцена Благовещения, состоящая из двух отдельных мраморных статуй – Архангела Гавриила и Девы Марии. Именно эта скульптура для Дуомо Орвието принесла ему заслуженное признание. Франческо Мочи также был одним из немногих скульпторов семнадцатого века, владеющих мастерством бронзового литья. Он создал две великолепные конные статуи Рануччо Фарнезе (1612– 620) и Алессандро Фарнезе (1620–1629) на Пьяцца-Кавалли в Пьяченце, которые стали одними из выдающихся его произведений.

Самыми известными работами Мочи на Библейскую тематику являются его позднеримские скульптуры: «Святая Марта» (1609–1621, часовня Барберини), «Святая Вероника» (1629–1640, базилика Святого Петра), «Крещение Христа» (1635, Понте Мелло), «Святые Петр и Павел» (1638–1652, Порта-дель-Пополо).  

В 1640-х годах, после создания им непревзойденной «Святой Вероники», на которую он потратил огромное количество сил и времени, начинается упадок скульптурного творчества Мочи. В последний период своей жизни он вступает в члены художественной Академии Святого Луки и даже, на какое-то время, становится ее президентом, сплачивая вокруг себя группу противников Бернини, но проигрывает эту битву. Умер мастер 6 февраля 1654 в Риме.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий