Слезы святого Петра - Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Слезы святого Петра
Слезы святого Петра
Автор: Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Произведение: Слезы святого Петра
Жанр: Художественное
Год создания: 1647 г.
Эпоха/течение: Барокко
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

      О том, что Петр трижды отречется от своего Учителя, Христос предсказал заранее самому апостолу. Сделано это было с целью уверить Петра в любви и милосердии Господа, чтобы облегчить ему раскаяние и исправление. "И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько" (Мф. 26:75). Глубокое раскаяние апостола породило истинное покаяние, изменение в делах и поступках. Евангельский текст говорит, что Петра не было на Голгофе: от апостолов там находился только Иоанн Заведеев. Не известно как Петр провел субботу, когда тело Христа находилось во гробе. Зато рано утром Воскресения Петр, едва услышав слова мироносиц, тут же побежал вместе с Иоанном к месту погребения. Трижды отрекшийся, он был трижды восстановлен Господом в апостольском звании. Предание говорит, что у Петра постоянно были красные глаза: ежедневно он вспоминал свое отречение и плакал.

       Сюжет оплакивания апостолом Петром своего отречения довольно распространен в христианской западноевропейской живописи. Джованни Франческо Гверчино выбрал неожиданную композицию, совместив на своем полотне образ плачущего Петра и скорбящей Богоматери. Из этого понятно, что действие происходит между погребением Иисуса и Его Воскресением. Дева Мария сидит немного ссутулившись и сложив на коленях руки. Ее поза выражает скорбь и терпение. Голова Богоматери наклонена вниз, а взгляд погружен в себя. Печальное выражение лица Девы просветленно верой и надеждой. Ее голову окружает светящийся нимб, символизирующий святость. Синий цвет верхней накидки означает духовную чистоту и небесную мудрость. В руках Богоматери белый платок, которым вытирают слезы, но горе Её так велико, что иссушило источник слез.

     Рядом с Девой Марией изображен Петр. Неизвестно, встречался ли в эти дни апостол с Матерью Иисуса. Выбранная художником композиция передает христианское чаяние на заступничество Богоматери в самых безвыходных ситуациях. Отсутствие нимба у ученика Христа говорит о том, что пока он не восстановлен в апостольском звании. Как у Богородицы, в руках Петра белый платок, которым он вытирает глаза от непрестанно льющихся слез. В отличие от Богоматери, в выражении лица апостола преобладают скорбь и печаль. Цвета одежды персонажей повторяются, но у Петра синий цвет, говорящий о мудрости и чистоте, занимает небольшую полоску около ворота.

    Темный фон картины, выбранный живописцем, помогает зрителю сосредоточиться на переживании персонажей. Вместе с тем он выражает временное господство зла на земле, тьму гробницы, поглотившей Свет и Источник Жизни.

 

История создания

 

      Картина "Слезы святого Петра" написана Джованни Франческо Гверчино в 1647 году. В это время художник жил и работал в Болоньи, где занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы. Специалисты считают, что тут на его творчество оказала большое влияние живопись Гвидо Рени. Палитра красок сменилась на более светлую и холодную, а образы стали "гладкими" и строгими.

      Картина написана маслом на холсте и имеет размер 122 х 159 см. На сайте музея указано, что она принадлежала коллекции Людовика XIV и поступила в Лувр до 1683 года.



Отношение автора к вере

       Джованни Франческо Барбьери родился на севере Италии, в небольшом городке неподалеку от Болоньи, важного политического и научного центра Европы. Точная дата его рождения неизвестна, но в церковных книгах сохранилась запись о крещении, состоявшемся 8 февраля 1591 года. Биографы упоминают, что семья Барбьери отличалась религиозностью. В традиции было регулярное посещение воскресных и праздничных служб, а также домашнее чтение Священного Писания. Воспитание, полученное в родительском доме, помогло Джованни Франческо правильно отнестись к жизненным испытаниям, смиренно принять крест физического несовершенства, из-за которого он получил прозвище Гверчино - "косоглазый". Талант, проявившийся в детском возрасте, мастер бережно и усердно взращивал, служа своим трудом Богу, Церкви и людям. Художественный стиль Гверчино отличал постоянный творческий поиск, стиль письма его менялся в различные периоды жизни. Большинство полотен, созданных мастером, написаны на религиозную и мифологическую тему. За свою жизнь художник создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин.
       Художник никогда не был женат и не имел детей, зато посвящал много сил и времени ученикам, в числе которых были и его племянники. К концу XVI - началу XVII века Болонья вошла в период кризиса - иностранная конкуренция, природные бедствия и эпидемия сократили количество жителей, привели к снижению экономики, упадку университетского образования. Но эти катаклизмы не коснулись сферы искусства. Именно в эти годы в области живописи Болонья особенно прославилась именами Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино и их процветающей школой.

 

Биография

     Джованни Франческо Барбьери родился в городке Ченто неподалеку от Болоньи в 1591 году. С самого детства из-за травмы он видел хуже других и носил прозвище Гверчино – «косоглазый».  Уже в шестилетнем возрасте мальчик показал незаурядные способности в рисовании. Став старше, Джованни поступил в мастерскую Бенедетто Дженнари, с семьей которого его всю жизнь будут связывать близкие отношения.
        Биографы Гверчино отмечают, что заслуги художника – в первую очередь результат его постоянного самообучения, наблюдения за техникой работы других мастеров. Большое влияние на развитие его таланта оказали работы Лодовико Карраччи.
       Первый настоящий успех пришел к Гверчино в 1612 году, когда его заметил настоятель церкви в Болонье Антонио Мирандола, ставший впоследствии близким другом художника. Гверчино выполнял заказы для домов в Ченто, а в 1621 году благодаря протекции о. Антонио Мирандола оказался в Риме, где по приглашению нового папы Григория XV стал работать над интерьерами соборов и вилл аристократов столицы. "Римский период" творчества Гверчино оказался очень насыщенным – он создавал алтарные картины, писал полотна для резиденций высших духовных лиц и самого папы, расписывал стены и потолки римских храмов. Спустя два года папа Григорий XV умер, и художник вернулся в родной Ченто.
        Выполняя заказы, Гверчино одновременно уделял время и обучению молодых мастеров, им создана коллекция рисунков, по которым изучалось анатомия человеческого тела. Когда в 1642 году в соседней Болонье умер Гвидо Рени, развивавший традиции Болонской Академии, Гверчино занял его место, возглавив местную академическую школу и уделяя особое внимание обучению молодых мастеров.
         Художественный стиль Гверчино отличал постоянный творческий поиск. В раннем периоде ему была свойственна энергия, яркость, смелое обращение со светом и тенью. Ранние картины Гверчино часто сравнивают с произведениями Караваджо. Во время работы в Риме его манера письма поменялась: Гверчино использовал смелую композицию, увлекался необычными ракурсами. С переходом к болонской школе его работы приобретают все больший академизм, краски становятся спокойнее, жесты персонажей – сдержаннее. Большое влияние на изменение стиля работы Гверчино в этот период оказало творчество Гвидо Рени. Под конец жизни мастера из его произведений уходит страсть, палитра красок становиться светлой и холодной, а образы "гладкими" и строгими.
      За свою жизнь художник создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин и около ста пятидесяти других произведений живописи, а также оставил после себя множество рисунков, написанных быстрыми каллиграфическими штрихами. Большая часть их представляла собой этюды и наброски к картинам, но были и те, что создавались "для собственного удовольствия" - как, например, карикатуры, которые Гверчино стал рисовать один из первых.
       Главной темой, пронизывающей творчество художника, были библейские сюжеты и античные мифы. Среди искусствоведов вершиной мастерства Гверчино признается "Аврора", украшающая потолок знаменитой виллы Людовизи. Современным исследователям изучение наследия художника облегчила книга учета, которую вели братья Барбьери – сам Гверчино и Паоло Антонио, который был младше на 12 лет и работал в жанре натюрморта.
    Художник умер 22 декабря 1666 года в Болонье.

 

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий