«Радуйся, Мария, О создательница жизни» - Хильдегарда Бингенская

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Радуйся, Мария, О создательница жизни»
«Радуйся, Мария, О создательница жизни»
Автор: Хильдегарда Бингенская
Произведение: « Ave Maria, O auctrix vite»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: XII в.
Стиль:Духовное сочинение
Эпизод в Библии:

Описание произведения

«Ave Maria, O auctrix vite» (Радуйся, Мария, О создательница жизни) - в нем используется менее распространенный финал C, но он хорошо организован с C и G в качестве основных тональных маркеров, с помощью которых четко разграничены большинство фраз и тем. Первый раздел, в котором излагаются действия Марии как “создательницы жизни” и спасителя, изложен мелизматично. В частности, каждое слово расширенного приветствия, Аве Мария, о воскрешение вите, сопровождается подробными записями, каждое из которых обозначено в финале лада. Эта выразительная стратегия получает дополнительный импульс от восходящего расширения мелодии в каждой фразе, достигая До на октаву выше финала на vite. Каждое из спасительных действий Марии — восстановление спасения (reedificando salutem), искажение смерти (mortem conturbasti), сокрушение и попирание змея (contrivisti, conculcasti) — также является продолжительной мелодией и обрисовано в финале, C. Хотя ответ завершается программной и общепринятой фразой “когда ты родила Сына Божьего с небес”, музыка подчеркивает действия Девы, а не момент Воплощения. Во фразе dum de celo Filium Dei genuisti музыкальное оформление становится неуместным, а тональное выделение ключевых слов не таким заметным. Аналогичным образом, в стихе после повторения более традиционное описание Марии как нежной, любящей матери получает явно менее выразительную музыкальную обработку.

 

История создания

Монодические церковные распевы Хильдегарды (всего семьдесят семь) на собственные латинские нерифмованные стихи отличаются необычной протяжённостью, богатой мелизматикой и в целом не подчиняются композиционно-техническому канону григорианского хорала: в них не обнаруживаются традиционные мелодические формулы хорала, амбитус постоянно превышает границы, типичные для плагального / автентического наклонений лада, нет стандартных реперкусс (и реперкуссии). Пьесы Хильдегарды украшены пышными мелизмами, в мелодической линии часты скачки на большие интервалы, и т. д. и т. п. Несмотря на то, что жанры её распевов традиционно классифицируются по сетке католического оффиция и мессы (антифоны, респонсории, гимны, секвенции), способ их внедрения в обычную «строгую» службу (в которой, как известно, превалируют силлабические псалмы и короткие невматические антифоны) неясен.

Хильдегарда считала музыку проявлением божественной гармонии, раскрывающей суть души человека. Музыкальные произведения создавались для монастыря и исполнялись во время литургий и праздников в церковном календаре. Хильдегарда сама составила сборник своих сочинений под названием «Гармоническая симфония небесных откровений», состоящий из семи десятков распевов.

Сохранилось больше песнопений Хильдегарды, чем любого другого композитора за все Средневековье, и она является одним из немногих известных композиторов, написавших как музыку, так и слова

 

Отношение автора к вере

Хильдегарда Бингенская проводила жизнь, полную духовных подвигов, написала большое количество духовных песнопений, став одной из самых известных женщин - христианских духовных композиторов .  

 

Биография

Св. Хильдегарда Бингенская (нем. Hildegard von Bingen, 1098, Бермерсхайм, Германия — 17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном, Германия) — немецкая монахиня, настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине.

Родилась в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте 8 лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св.Дизибоду. Образование Хильдегарды охватывало по меньшей мере элементарные занятия по Библии и латинской патристике, семь свободных искусств и литургию бенедиктинцев.

Хильдегарда с детских лет сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum). В него вошло более 70 одноголосных песнопений (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Ряд добродетелей» (Ordo virtutum), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.



Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

 

Оставить комментарий