Притча о злом рабе - Фетти Доменико
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
В Евангелии от Матфея есть эпизод, где апостол Петр обращается ко Спасителю с вопросом: сколько раз прощать брата, согрешающего против него? Иисус говорит ему: «до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22) и поясняет это притчей о царе, прощающем и взыскивающем долги: раб не мог заплатить долга своему царю, но пал перед ним на колени и умолял подождать. Царь смилостивился, простил долги и отпустил раба. Однако как же поступает этот раб далее? Он решает взыскать долг у друга. Когда товарищ в ответ умоляет подождать, тот сажает его в темницу.
На картине художник буквально воплотил момент, как злой раб, прощенный после встречи с царем, душит должника, своего друга. Действие происходит среди бела дня, что подчеркивает всю осознанность преступления. Злой раб не дает другу даже возможности собрать сто динариев. Друг беспомощно хватается за ступени лестницы, на которой все происходит.
Конечно же, об этом узнает царь, он призовет раба и гневно спросит: «…весь долг тот я простил тебе (…), не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф.18:33) и отдаст его истязателям. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его», − говорит Христос в Евангелии от Матфея (Мф.18:35). Христос объяснял истины простым языком притч, доступных для понимания простому народу. И этой притчей Он призывал людей к прощению, потому что это самое малое, что мы можем сделать в ответ на прощение Богом наших собственных грехов.
История создания
Картина относится к серии «Притч» Доменико Фетти, где он из 33 записанных в Евангелии притч проиллюстрировал 12, добавив к ним два близких сюжета «О бревне и соломинке» и «О слепых, ведущих слепых». Своей повествовательностью, кабинетным форматом, сочетанием реализма и таинственности эта живопись напоминает о влиянии северных мастеров (Эльсхаймера, творившего в Риме, Брейгеля, работы которого находились в Мантуе) на итальянское искусство. Однако ее самостоятельность выделила ее как незаурядный феномен.
Исследователь М. Свидерская отмечает: «О лицах Библии замечено, что они выступают не как характеры, а как субъекты морального выбора. Характеристика героев Фетти — это, с одной стороны, их характерность как типов (купец, женщина, хозяин, нищий, работник) — достаточно общая и даже «пунктирная», но с присутствием броских деталей... и в еще большей степени это их характерность как людей вне различий классов и сословий».
Отношение автора к вере
Помимо того, что автор трудился над картинами религиозной тематики, можно сказать, что он стал основателем жанра евангельской притчи, который он особенно глубоко и тщательно развивал в своем творчестве. Регулярное обращение в творчестве к христианским сюжетам наиболее ярко свидетельствуют о стремлении художника постичь глубокие духовные смыслы, укрепить свою веру.
Биография
Доменико Фетти (ок. 1588—1623 гг.) называют ведущим мастером барокко Северной Италии. Однако его творчество выходит за рамки этого определения. Художник прожил короткую жизнь и очень редко датировал свои работы.
Его первые живописные опыты связаны с Римом, где он родился. Здесь он начал писать под влиянием предбарочной живописи Лодовико Чиголи, насыщенной световыми эффектами и струящимися линиями. В Риме Фетти покровительствовал кардинал Фердинандо Гонзага, который в 1613 году, став герцогом Мантуанским, пригласил художника на должность придворного живописца вместо оставившего этот пост Рубенса, а также смотрителя дворцовой галереи и для выполнения нескольких заказов (фрески для собора и герцогского дворца).
В 1621 году Фетти по поручению герцога приехал в Венецию для закупки картин. Еще в Риме, после увлечения Чиголи, Фетти был очарован работами венецианских мастеров, в том числе и местными караваджистами. Так в коллекции герцога Мантуанского появились полотна Тициана и Тинторетто.
После недолгого пребывания в Мантуе Фетти переехал в Венецию, где вскоре умер. И хотя он не был уроженцем этих мест, его фактически эпизодическое пребывание в Венеции способствовало зарождению новых импульсов для продолжения великих традиций венецианской живописи и ее обновления.
Автор текста: Левченко Алена Михайловна.