Принесение в жертву Исаака - Йорданс Якоб
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Согласно книге Бытия, Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение», чтобы испытать веру Авраама и его доверие Богу. Безусловно, Господь знал, что вера Авраама крепка, но этого не знал сам Авраам, потому ему был необходим этот опыт и эта победа над страхом и сомнением. В сюжете с жертвоприношением Якоб Йорданс выбирает именно тот момент, когда Авраам заносит нож для принесения Исаака в жертву, но в тот же миг Ангел останавливает его: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22:10-12). Фигура плачущего Исаака, который покорно согнулся на жертвеннике, вызывает в зрителе искреннее сострадание. Жертвенный образ юноши противопоставлен фигуре его исполненного решительности отца. Авраам стоит в полный рост и уже заносит над сыном острый нож с темным кривым лезвием. Руку Авраама останавливает ангел с огромными белоснежными крыльями. Он склоняется над Исааком, стараясь заслонить юношу..
Асимметричная барочная композиция с ее разнонаправленными линиями усиливает ощущение пронизывающего картину эмоционального напряжения. Контрастное караваджистское освещение, при помощи которого передана яркость небесного сияния, встречается здесь со светом заката вдали.
История создания
Особенности фламандской школы живописи с ее полнокровностью и экспрессией нашли свое выражение в творчестве Якоба Йорданса. Он, в отличие от старшего современника Питера Пауля Рубенса, не посещал Италию, однако традиции классического итальянского искусства проявились в его творчестве, особенно в религиозных картинах, о чем и свидетельствует картина «Принесение в жертву Исаака». Написана она была в ранний период, когда художник только вступил в гильдию св. Луки.
Отношение автора к вере
Якоб Йорданс был крещён в католической вере. В судьбе художника не было больших перепетий: его жизнь прошла в родном городе Антверпене, откуда Якоб Йорданс лишь изредка ненадолго отлучался. После того, как в 1655 году художник стал представителем протестантской ветви христианства, в его творчестве получили распространение более нравоучительные темы. Его живопись стала более сдержанной и морализаторской. Но даже после его обращения к протестантизму католическая церковь продолжала снабжать его заказами.
Автор создал множество работ на религиозную тематику, но при этом он трактовал эти картины как жанровые сцены, списывая своих героев с натуры. Художник наделяет своих святых сильными, но естественными эмоциями. Таким образом, он стремился и себя и зрителя сделать наблюдателями евангельских сюжетов. Часто в своих картинах он слишком простонароден и даже грубоват. Известно, что художник был похоронен по протестантской традиции.
Биография
Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье торговца мануфактурой, и в 1607 г. был отдан в мастерскую живописца Адама ван Ноорта. В 1611 г. он получил звание свободного художника и был принят в гильдию Святого Луки. В 1616 г. Йорданс был аттестован гильдией как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи. В том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1621 г. он стал деканом гильдии художников Антверпена.
Йорданс не был знаком с живописью итальянского Возрождения, но он хорошо знал голландскую жанровую живопись. К его ранним работам относят групповые семейные портреты, несколько религиозных и мифологических композиций. Первые заказы он получил от церкви.
В 1620 - 1640 гг. Йорданс работал в мастерской П. П. Рубенса, принимал участие в создании монументальных композиций, над которыми работал Рубенс.
В 1620-1630 гг. Йорданс писал аллегорические и мифологические композиции, работал также в жанре портрета, исполнил ряд алтарных картин.
Йорданс — признанный мастер жанровой живописи, особенно он любил тему веселого праздничного застолья. В 1635 г. совместно с Рубенсом Йорданс работает над оформлением празднеств по случаю прибытия в Антверпен нового наместника Фландрии - инфант-кардинала Фердинанда и над украшением королевского охотничьего павильона в Мадриде.
После смерти Рубенса в 1640 г. Йорданс становится ведущим мастером во фламандском искусстве. Только официально у него числилось 15 учеников. Наследники Рубенса доверили Йордансу довершить незаконченные работы мастера и выполнить заказ от Карла I Английского — семь картин из цикла «История Психеи». Также заказы на картины приходили к нему со всей Европы.
В 1651 - 1652 гг. он создал два декоративных панно для дворца Хёйс-тен-Бос в Гааге, где проявилась тенденция к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике. В 1661 г. Йорданс выполнил три больших композиции для амстердамской ратуши.
Художник скончался от болезни 18 октября 1678 года и был похоронен в голландском Путте на границе с Фландрией.
Автор текста: Левченко Алена.