Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Кантата «Attentide et videte» («Приходи и посмотри») - кантата состоит из 9 частей. Все они обладают большой амплитудой и широтой, что еще раз подчеркивается множеством тонких аккомпанирующих штрихов — например, в партии фагота в "Deus regit nos", когда она переплетается со струнными. Это духовное сочинение, которое исполнялось в обычные дни церковного года.
История создания
Кантата «Attentide et videte» Я.Зеленки отличается самобытностью стиля и созвучностью эпохе барокко. По мнению исследователей, произведения композитора характеризуются очень смелой композиционной структурой с энергичным гармоническим изобретением и сложным контрапунктом. Его произведения часто виртуозны и сложны в исполнении, но всегда свежи и удивительны, с неожиданными поворотами гармонии. Несмотря на знание музыки разных регионов Европы, творчество композитора находится под влиянием чешской народной музыки. В этом отношении он продолжает традицию создания специфической чешской национальной музыки, начатую Адамом Михной з Отрадовичем и доведенную до кульминации Бедржихом Сметаной и Антонином Дворжаком в девятнадцатом веке и Леошем Яначеком и Богуславом Мартину в двадцатом веке.
Отношение автора к вере
Ян Дисмас Зеленка родился в семье церковного органиста, все дети получили традиционное христианское воспитание. В 1735 году получил в Дрездене звание церковного композитора. Духовная вокально-инструментальная музыка занимает центральное место в его сочинениях и включает в себя более 20 месс, четыре обширные оратории и реквиемы, два Магнификата и настройки Те Deum, 13 литаний, множество псалмов, гимнов и антифонов.
Биография
Ян Дисмас Зеленка родился в Лоуновице-под-Бланикем, торговом городке к юго-востоку от Праги, в Богемии. Он был старшим из восьми детей, родившихся у Марии Магдалены (урожденной Гаек) и Иржи Зеленки. Второе имя Дисмас, вероятно, является его именем из любви ко Христу (оно происходит от имени Никодим). Отец Зеленки Иржи был школьным учителем и органистом в Лоуновицах и, вероятно, был его первым учителем музыки. Больше ничего достоверно не известно о ранних годах Зеленки, но известно, что он получил музыкальное образование в иезуитском колледже Клементинум в Праге и что его инструментом была виолона (бас-виола). Его первые работы, вероятно, были написаны в Праге. Его самым ранним известным произведением является школьная драма "Виа Лаурета" (ZWV 245), написанная в 1704 году, от которой сохранилось только либретто.
В 1709 году в Праге Зеленка служил барону фон Иоганну Хуберту фон Хартигу, прежде чем его назначили виолончелистом в дрезденский королевский оркестр. Барон фон Хартиг был известным знатоком музыки и музыкантом-виртуозом. Он переписывался со многими известными итальянскими композиторами и собрал большую музыкальную библиотеку, к которой Зеленка позже получит доступ, в частности, к "Миссии разумного" Антонио Лотти. Зеленка скопировал это произведение из коллекции Хартига примерно в 1729 году, а позже, в 1730-х годах, Иоганн Себастьян Бах приобрел его копию в библиотеке Зеленки. Копия той же Мессы Георга Фридриха Генделя также могла быть приобретена через Зеленку. Когда Иоганн Губерт умер в Праге в 1741 году, Зеленка посвятил свою Лавретанскую литанию "Salus infirmorum" (ZWV 152) своему старому покровителю.
Возможно, барон фон Хартиг рекомендовал Зеленку в Дрезденскую капеллу (придворный оркестр) в качестве контрабасиста, в 1710/11 году он поступил на службу к дрезденскому двору с жалованьем в 300 талеров. Местные условия для создания музыки придали импульс его творчеству, особенно в том, что касается сочинения духовной музыки для придворной католической церкви. Его первой крупной работой в Дрездене была месса «Missa Sanctae Caeciliae» (Месса святой Цецилии Римской). Музыка Зеленки, должно быть, произвела впечатление на двор, потому что всего через несколько месяцев после его прибытия в Дрезден его жалованье было увеличено до 350 талеров. Это сделало его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов в придворной капелле. Три года спустя он был повышен до 400 талеров.
В начале 1720-х годов Зеленка написал некоторые из своих лучших произведений, таких как "Responsoria pro hebdomada" (ZWV 55) и "Плач" (ZWV 53). Его композиции до сих пор составляют важную часть репертуара католической придворной церкви. После частых болезней капельмейстера Иоганна Давида Хайнихена Зеленка постепенно взял на себя руководство духовной музыкой. В январе 1726 года он начал вносить свои собственные произведения и произведения других авторов, которые он собрал, в реестр под названием Inventarium (1726-39), один из самых важных документов дрезденской музыки барокко.
Зеленка был высоко оценен при жизни и пользовался уважением выдающихся композиторов того времени, таких как Бах и Граупнер.Новаторский контрапункт его музыки (например, в "Мизерере ре минор", ZWV 56), ясность и написание партии (особенно в его фугах) снискали ему уважение некоторых из самых известных контрапунктистов (композиторов и исполнителей, практикующих искусство контрапункта). Помимо сочинительства, Зеленка на протяжении всей своей жизни преподавал ряду выдающихся музыкантов своего времени, таким как Иоганн Иоахим Кванц (придворный флейтист и преподаватель флейты Фридриха Великого в Пруссии) и Й. Г. Реллиг. Среди его близких друзей были такие выдающиеся композиторы, как Георг Филипп Телеман, Иоганн Георг Пизендель и Сильвиус Леопольд Вайс. Между 1716 и 1719 годами Зеленка учился в Вене под руководством Й.Й. Фукса, автора "Градуса на Парнасе" (1660-1741), и принял Й.Й. Кванца в качестве одного из своих учеников. Зеленка также познакомился с А. Кальдарой, а также с Ф.Б. Конти в Вене. После смерти композитора.
23 декабря 1745 года Зеленка умер от водянки и был похоронен в канун Рождества. Он никогда не был женат и не имел детей, а его сочинения и музыкальное имущество были приобретены у его наследников курфюрстиной Саксонии и королевой Польши Марией Йозефой Австрийской. После его смерти они считались ценным придворным имуществом. Телеман при содействии Пизенделя безуспешно пытался опубликовать "Респонсорию" Зеленки. 17 апреля 1756 года он написал, что "полная рукопись будет храниться при дрезденском дворе под замком как нечто очень редкое".
После забвения нескольких веков звезда Яна Дисмаса Зеленки вновь ярко засияла на музыкальном небосклоне. Несколько анализов духовных и инструментальных сочинений композитора(в частности, фуг и других контрапунктов)способствовали его популярности благодаря усилиям как музыковедов, так и организаций, занимающихся распространением его творчества. Наиболее проанализированными композициями Зеленки являются его мессы, реквиемы, литании и другие священные вокальные композиции, которые с момента возрождения его музыки пережили всплеск популярности и почитания. По словам Сюзанны Ошманн, "Ян Дисмас Зеленка в последнее время признан одним из самых оригинальных композиторов музыкальной эпохи, которая долгое время считалась сформированной Бахом и Генделем", а по словам Хайнца Холлигера, "Мне кажется важным, чтобы Зеленка (как и Бах), очевидно, впитал в себя все композиционные знания предыдущих поколений и, благодаря своей самой индивидуальной индивидуальности, подвергает его испытанию на прочность, тем самым высвобождая критический элемент, противостоящий традиции".
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.