Поклонение волхвов - Гербранд ван ден Экхаут

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Автор: Гербранд ван ден Экхаут
Местонахождение: ГМИИ им. Пушкина
Произведение: Поклонение волхвов
Жанр: Художественное
Год создания: 1658 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

      О поклонении Младенцу Христу мудрецов с востока пишет только евангелист Матфей. В Предании Церкви эти люди именуются мудрецами, волхвами и царями. Увидев на небе необычайно яркую звезду, они поняли, что это знамение Бога о рождении Христа. Последовав за её движением по небосводу, волхвы пришли в Иерусалим. Их расспросы о родившемся царе Иудейском взволновали жителей. Волхвы были призваны царем Иродом, который лукаво взял с них обещание указать место нахождения Христа, якобы желая поклониться Ему. "Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф. 2:9-12).
      Этот евангельский сюжет, связанный с Рождеством Христовым, очень распространён в религиозной живописи. Картина Гербранда ван ден Экхаута представляет традиционную трактовку сюжета. Художник в нескольких деталях показал скромное жилище, в котором остановилось Святое Семейство. В высоком дверном проеме видно ночное небо и очертания домов восточного типа. В левой части произведения изображены Дева Мария с Младенцем Христом на руках. Богородица очень скромно одета. Иисус, завернутый в пелены, имеет малый размер и не производит впечатления ни красотой, ни какой-либо исключительностью. В Матери и Сыне невозможно разглядеть обычным человеческим взором Богородицу и воплотившуюся Ипостась Святой Троицы. За спиной Девы показан Иосиф Обручник, скромно стоящий поодаль и наблюдающий за происходящим поклонением.
     Остальную часть произведения занимает торжественная процессия царей-мудрецов и их слуг с дарами. Традиционно, три волхва, поклоняющихся Христу, представляют собой три возраста человека и три расы. Соответственно статусу, волхвы одеты в дорогие и пышные одежды, замысловатые головные уборы. Их сопровождают слуги, которые несут сосуды с дарами. Старший из мудрецов, обнажил голову и встал на колени. Его лицо выражает глубокое смирение и благоговение. Особое внимание привлекает юный паж, держащий край одежды старшего волхва. Он больше других освещен светом, словно озаренный благодатью. Детское лицо, с присущей этому возрасту непосредственностью, выражает удивление и полное поглощение переживаемым чудом встречи с живым Богом.

 

История создания

 

     Картина "Поклонение волхвов" написана Гербрандом ван ден Экхаутом в 1658 году и относится к раннему периоду творчества художника. В картине ощутимо воздействие поздней манеры Рембрандта. По мнению искусствоведов, несмотря на всю фантастичность восточных одежд, сверкание золота и тающую светотень, художнику так и не удалось передать ни глубины благочестия, ни ощущения свершившегося чуда.

 

Отношение автора к вере

 

      Дед Гербранда, Питер Лодевейкс, который умер за два года до его рождения, был торговцем-меннонитом. Меннониты придерживаются следующих взглядов: в вероучении признается неоспоримый авторитет Святого Писания; таинство Крещения допускается только осознанно у взрослых верующих; отрицается прохождение воинской службы, а также насилия в любой форме. В XVII веке нидерландские меннониты в своей жизни и вероучении стали  испытывать заметное влияние реформаторской церкви.
      Питер Лодевейкс бежал от религиозного преследования из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме в 1588 году. Сохранившиеся документы говорят, что спустя пять лет он крестил в протестантской церкви двух своих сыновей - Лодевика и Яна Питера, отца Гербранда. Сам Гербранд ван ден Экхаут был крещен в Амстердаме 22 августа 1621 года.
       Обучение живописи Ван ден Экхаут проходил в мастерской Рембрандта, который, как известно, придерживался католических убеждений и остался верен своим взглядам до кончины. Возможно, дружба ученика и учителя, связывавшая их в течении жизни, основывалась на глубоком понимании веры, как пути смирения и служения ближним. Известно, что спрос на религиозные произведения в тогдашней Голландии, в основном протестантской стране, был невелик. Обращение к библейской тематике объясняется индивидуальными предпочтениями художника, как и его наставника Рембрандта. Полотна Гербранда ван ден Экхаута – это  воплощение вечных идей добра, любви, верности, чести.

 

Биография

 

       Гербранд ван ден Экхаут родился в Амстердаме 19 августа 1621 года в семье ювелира. Дед его был меннонитом, который бежал после 1585 года из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме. Своих сыновей он крестил в протестантской церкви. Мать Гербранда, Гритье Клаас Лейдекерс, умерла, когда ему было десять лет. Отец вторично женился на Корнелии Дедель, дочери компании основателя Делфтской палаты голландской Ост-Индской компании .
      Сохранилось мало документов, отражающих жизнь и творческую карьеру художника. Нидерландский историк искусства Арнольд Хоубракен (1660-1719) писал, что Ван ден Экхаут был излюбленным учеником и постоянным другом Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Предположительно, Гербранд учился в его мастерской во второй половине 1630-х годов. Вместе с ним учились Фердинанд Бол , Николас Маес и Говерт Флинк. Гербранд считался ниже их по мастерству и опыту, однако, он с успехом принял манеру Рембрандта, так, что его картины впоследствии были перепутаны с картинами его наставника.
    Первые, дошедшие до наших дней картины художника, датированы 1640-м годом. Ван ден Экхаут занимался историческими картинами, пейзажами, портретами и жанровыми сценами. Наиболее известные из них: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека),  «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж) и др. Он также состоялся как графический художник, в его арсенале большое количество офортов, рисунков, гравюр и книжных иллюстраций. В зависимости от сюжета Гербранд часто менял стиль живописи. Широкий мазок и мощные светотеневые эффекты его картин отражают влияние Рембрандта, а также  его наставника Питера Ластмана (1583-1633). Считается, что живописец очень близко подходил к Рембрандту в своих композициях и в колорите, но уступал ему в  тонкости художественного чувства. Индивидуальная манера письма Ван ден Экхаута проявляется в изысканности и элегантности портретов и жанровых сцен, что приближает его искусство к фламандской живописной традиции. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
      Разносторонне одаренный, Гербранд занимался поэзией и имел успех на этом поприще. Известно, что в 1659, 1669 и 1672 годах художник служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме. Экхаут никогда не состоял в браке, в конце жизни он проживал со своей невесткой, вдовой брата Яна.
      В сентябре 1674 года он серьезно заболел и составил завещание. Смерть наступила спустя несколько дней, 22 сентября 1674 года. Гербранд ван ден Экхаут похоронен в Амстердаме в семейном склепе.

Автор текста: Северинова Ольга.

  

Оставить комментарий