«Поклонение волхвов» - Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Данная картина представляет собой насыщенную действиями, многофигурную композицию. И в Стихах 10-11 главы 2 из Евангелия от Матфея не говорится, сколько всего волхвов отправилось поклониться новорожденному правителю человечества: «…Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну…». (Мф.2:10-11).
Живописное произведение, имеющее круглую конфигурацию, традиционно называется «тондо». В такую форму здесь введено нескончаемое шествие людей, представляющих собой все сословия и национальности людей. Они выстроились в гигантскую очередь, чтобы поклониться новорожденному Христу и его Матери. Процессия начинается за аркой полуразрушенного города, и в итоге поднимается в гору, исчезая на ее вершине среди деревьев. Яркие, нарядные одежды, некоторые, заметные, экзальтированные жесты – все это отображает народный праздник. Здесь подковывают лошадей, нищие ожидают милостыню, а дети – капризничают, дергая родителей за полы одежды. Перед восседающей у хлева Богородицей с младенцем Христом на коленях, склонился один из волхвов, другие, ожидающие возможности отдать дань уважения Святому семейству, с благоговением смотрят на них издалека или же возносят молитвы.
Бесконечное движение людей, в данном конкретном сюжете и запечатленное в круг, символизирует собой бессмертие христианской жизни. Павлин, сидящий на крыше хлева, в семействе Козимо де Медичи часто олицетворял воскресение Христово. Согласно данным итальянских искусствоведов, у птицы, изображенной рядом с ним, в первоначальном варианте в клюве имелось кольцо, на котором был заметен фамильный девиз: «semper», что на латыни означает «навсегда». Таким образом в картине зашифровано послание, в котором говорится, что истинных христиан ждет вечная жизнь, ведь они однажды пришли к Господу и остались с ним навсегда.
История создания
Современные искусствоведы установили, что эту картину для знаменитого флорентийского политического деятеля, самого состоятельного итальянского купца и банкира первой половины XV века, Козимо Медичи, начал писать ныне мало известный мастер – фра Беато Анджелико. Но он ее не закончил, только построил основную композицию и обозначил Богородицу с младенцем Христом на коленях. Все остальное пространство произведения, включая колористическое решение и идейность, создал Филиппо Липпи. Сколько времени понадобилось обоим мастерам, чтобы начать и завершить эту работу, неизвестно. Но согласно описи произведений искусства Дворца Медичи, составленной в 1492 году после смерти Лоренцо Великолепного, эта картина уже существовала несколько десятков лет, как и работы других художников, украшавшие тот же зал и также выполненные в форме тондо. Изначально круглые картины были символично характерны именно для фамильной геральдики Медичи, а затем стали популярными у многих европейских аристократов эпохи Возрождения и отечественных, во времена барокко.
Отношение автора к вере
Согласно записям художника, архитектора и основателя искусствознания, Джорджо Вазари, Филиппо Липпи с 3-4 лет воспитывался в монастыре и уже в 15 принял монашеский обет. Братом Филиппо он назывался даже после того, как папа римский Каликст III личным указом разрешил ему снять сутану и жениться на молодой возлюбленной. Филиппо Липпи с юности и до самой смерти оставался художником, способным украсить стены или алтарь христианского храма таким образом, что прихожане и заказчики испытывали религиозный восторг. Мастер невероятным образом чувствовал красоту мира и людей, пылкость чувств и любовь к Богу и жизни. Все это трепетно, лирично, а порой ярко и монументально он передавал в своих произведениях. И зрители до сих пор, глядя на творения Липпи, раскрывают им навстречу свою душу, чувствуя, как вместе со зримыми образами Христа, Богоматери или святых в нее проникает теплый божественный свет.
Биография
Филиппо Липпи или Филиппо ди Томазо, как с рождения звали будущего художника, появился на свет во Флоренции, 23 июня 1406 года, в семье бедного мясника. В раннем детстве он потерял сначала мать, а затем и отца и остался на попечении у тетки. Спустя некоторое время она отдала его на воспитание монахам флорентийского монастыря дель-Кармине. В 15 лет Филиппо Липпи уже принял обет монашества и тогда же стал работать в качестве художника. Очевидно, творческие навыки у юноши проявились очень рано, на его становление повлияли произведения таких мастеров, как Мазолино да Паникале, Мазаччо и Анджелико Фьезольский.
Мастер, уже ведя иноческую жизнь, преимущественно работал над храмовыми фресками и алтарными образами. Но в 1431 году, по неподтвержденным данным, его похитили берберийские пираты и увезли в Африку. Там художник провел несколько лет в рабстве. Хозяин, владевший им, отпустил Липпи после того, как тот сразил его своим живописным мастерством. Существует версия, что художник написал на двери дома портрет своего владельца в полный рост, да так натуралистично и достоверно, что мужчина сам оплатил Липпи возвращение домой.
В Италии мастер продолжил свою деятельность, в 1456 году он женился на Лукреции Бути, которая ради возлюбленного оставила монастырь в Прато. Вскоре у пары родился сын – будущий известный художник Филиппино Липпи. Молодоженам пришлось испытать много невзгод, но талант живописца помог Филиппо Липпи обрести влиятельного покровителя в лице активного политического деятеля Флорентийской республики, состоятельного купца и банкира, Козимо Медичи.
Художник много работал, расписывал храмы и монастыри, некоторое время являлся учителем будущего мастера кисти – Сандро Боттичелли. 9 октября 1469 года Филиппо Липпи умер в Прато и был захоронен в капелле палаццо дель Подеста, в которой буквально накануне закончил свою работу.
Автор текста: Светлана Королева.