Побиение камнями святого Стефана - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Побиение камнями святого Стефана
Побиение камнями святого Стефана
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Лион
Произведение: Побиение камнями святого Стефана
Жанр: Художественное
Год создания: 1625 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


Святой Стефан – мученик, пострадавший за веру во Христа. Он проповедовал в Иерусалиме, распространяя Слово Божие и благую весть. Его проповеди сопровождались различными знамениями и чудесами, что вызывало гнев у фарисеев. Стефан предстал перед судом Синедриона, где его ложно обвинили в богохульстве и оскорблении Моисеева закона. Чтобы оправдать себя, проповедник приводил примеры из ветхозаветной истории, когда еврейский народ не послушался гласа Божьего и преследовал посланных Им пророков. За эти речи и последнюю фразу: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56) фарисеи вывели Стефана за город и забили камнями до смерти.

Этот печальный эпизод лёг в основу произведения голландского художника Рембрандта ван Рейна «Побивание камнями святого Стефана». На переднем плане картины изображён мученик в красных, словно кровь, одеждах с воздетыми к небесам руками. Он не противится своим гонителям, а смиренно принимает скорую смерть во имя Господа. Лица его истязателей искажены гневом и ненавистью. Занеся камни над головой Стефана, они собираются безжалостно расправиться с ним.

Многоплановая композиция выстроена живописцем так, что часть фигур слева остаётся в тени. К примеру, мужчина в тюрбане на лошади, который спокойно наблюдает за казнью. Он повернут к зрителю спиной, однако можно почувствовать его безмолвное согласие с происходящим. С правой стороны так же затемнёнными являются очертания Иерусалима. Яркий свет с небес озаряет облик Стефана, его душа уже готова покинуть этот мир и встретиться с Творцом, где он сможет вечно прославлять великого и чудесного Бога.


История создания


Полотно написано ещё совсем юным Рембрандтом ван Рейном в ранний период творчества. Оно было создано по вдохновению от произведений Караваджо и Эльсхаймера. Приём тенебризма, столь сильно полюбившийся затем Рембрандту и ставший его визитной карточкой, художник умело использует уже в этой работе. Лёгкая игра света и тени позволяет ему сосредотачивать внимание на разных частях картины поочерёдно.

Немалое сходство прослеживается между этой работой молодого голландца и одноимённым шедевром Адама Эльсхаймера, созданным двадцатью годами ранее. Примечательно, что на холсте Рембрандт изобразил реальных людей. По левую сторону от главного палача можно увидеть Яна Ливенса и Питера Ластмана. А между святым Стефаном и человеком, занесшим над ним большой камень, живописец представил собственный автопортрет. Это первое известное искусствоведам изображение Рембрандтом самого себя. Сейчас это произведение искусства можно увидеть в Лионском музее изобразительных искусств во Франции.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий